В Москве продают фальшивые надгробия и фиктивные места на кладбищах
28.09.2009
Китайская промышленность проникла и в похоронное дело: 60% могильных сооружений на столичных кладбищах готовят из камней производства Поднебесной.
Естественно, в первую очередь потому, что это дешевле. Жители Москвы вообще начали в кризис существенно экономить на проводах в последний путь. Впрочем, сэкономить они могли бы и без ущерба для пышности церемонии: похоронный рынок столицы по-прежнему кишит мошенниками, требующими завышенные суммы за свои услуги. Они пытаются сыграть в том числе и на известном дефиците мест на городских кладбищах. Если точнее, практически полном их отсутствии. Но недавно столичные власти успокоили: благодаря кризису удалось прикупить недорогой земли в Подмосковье, так что мест хватит ещё года на три.Помимо камней Китай завалил рынок ритуальных услуг столицы искусственными цветами. Замглавы Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Алексей Сулоев преду-преждает: при покупке китайского надгробия нужно быть внимательным. Через месяц после установки камень может посветлеть из-за того, что его натирают специальными средствами, выцвести окончательно, развалиться или потрескаться. В общем, классический ширпотреб. У гранита с Украины (15% объёма рынка) и отечественных камней (25%) таких свойств чиновник не отметил. Зато они дороже.
Между тем, по данным Сулоева, горожане сейчас как раз пытаются существенно сократить расходы на похороны, что понятно: деньги считают все. В результате оборот в сфере ритуальных услуг в Москве за время кризиса снизился на 35%. При этом столичные власти, контролирующие рынок через «естественного монополиста», Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Ритуал», уже более двух лет не повышают расценки на основные виды услуг. А потому минимальная цена похорон остаётся на уровне 15–20 тыс. рублей. Для льготников и вовсе бесплатно. Есть гарантированный перечень услуг, осуществляемых на безвозмездной основе: оформление всех необходимых документов, изготовление простого, обитого тканью гроба, хлопчатобумажное покрывало, похоронные тапочки, доставка предметов ритуала в морг или домой, предоставление катафального автобуса для перевозки гроба к месту захоронения, рытьё могилы, погребение.
Верхняя планка стоимости похорон неизвестна: всё зависит от пожеланий родственников усопшего. Общий счёт может приблизиться к 1 млн. рублей, и это только собственно церемония без поминок.
Впрочем, и «дешёвые» похороны на деле обходятся в Москве нередко значительно дороже, чем указано в прайс-листе государственного «Ритуала». Дело в том, что семью практически каждого покойного облепляют до дюжины агентов «серых» контор, посредников и просто мошенников. Предлагают купить место на закрытом кладбище (а из 71 городского кладбища только одно – Перепеченское – остаётся открытым), втюхивают услуги, которые можно было бы официально приобрести раза в два-три дешевле, предлагают товары по завышенным ценам. Далеко не все родственники покойного успевают за день-два подробно изучить этот рынок, а заранее этим заниматься как-то не с руки. Так что у похоронных агентов широкое поле деятельности.
Ключевая проблема здесь – утечка информации о смерти. «В Москве человек, который предоставляет информацию о смерти заинтересованным похоронным конторам, получает за звонок от 5 до 8 тыс. рублей», – рассказывает Алексей Сулоев. Столичные власти уже пару лет активно с этим борются, однако, признают в мэрии, без особого успеха. «Любые штрафы и административная ответственность перекрываются доходами информаторов», – объясняет замглавы Департамента потребительского рынка и услуг. Он ссылается на мировой опыт: на Западе за подобные деяния введены огромные штрафы – до 100 тыс. евро – и уголовная ответственность. У нас на такие серьёзные меры власти пока не готовы идти. Сулоев предлагает альтернативу: резко ограничить круг лиц, имеющих онлайн-доступ к информации о смерти. «Сейчас в этой цепочке доходит до 12 посредников», – подсчитал чиновник.
Ещё одна мера, которую уже несколько лет лоббирует на федеральном уровне столичная мэрия, – вернуть лицензирование похоронных услуг. А через систему лицензий соответственно и государственный контроль над отраслью. Московские власти играют цифрами: с 2001 года, то есть с тех пор, как эта деятельность вышла из-под закона о лицензировании (для разбюрократизации отрасли), чёрный рынок ритуальных услуг в столице вырос в четыре раза.
Всё это – и возвращение лицензий, и введение уголовной ответственности за продажу информации – в мэрии уже оформили в поправки к федеральным законам и направили в Госдуму. «Эти поправки уже рассматриваются», – говорит Сулоев.
Однако наивно рассчитывать, что, в случае если депутаты прислушаются к позиции столичных чиновников, в похоронном деле наступит тишь да благодать. Этот рынок был пропитан коррупцией и до 2001 года. И, пожалуй, основной базой для коррупции всегда был хронический дефицит мест на московских кладбищах. Сейчас, как уже говорилось, из 71 кладбища только одно официально открыто, что называется, «для всех» – Перепеченское. И не так давно ещё звучали заявления, что мест на нём хватит буквально на несколько месяцев. Если есть спрос – найдётся и предложение. Купить место можно практически где угодно, цена вопроса в зависимости от кладбища составляет до нескольких десятков тысяч долларов.
Надо полагать, понимают проблему и в столичной мэрии. Первым делом чиновники и представители ГУП «Ритуал» начали агитировать население за кремацию, тем более что стоит она всего чуть более 2 тыс. рублей. Однако такой выход в считающей себя православной стране многих не устраивает. Тогда власти придумали несколько совершенно законных способов купить себе место на закрытых кладбищах. «Единственная возможность сегодня приобрести место на московском кладбище – это купить семейно-родовой участок. Перечень таких участков представят в конторах кладбищ» , – рассказал Сулоев. Суть здесь в том, что приобрести придётся не просто место для похорон, но и вместе с ним целый комплекс услуг: установку памятника, озеленение, договор на обслуживание участка. Участки для семейно-родовых захоронений руководство кладбищ выискивает из внутренних ресурсов: сужает дорожки, сносит хозяйственные постройки и т.п. При этом покупку можно сделать только собственно в администрации кладбища; если такой участок предлагает кто-нибудь со стороны, то это стопроцентно незаконно, предупреждают столичные чиновники. «В Интернете до сих пор можно найти много объявлений по продаже мест, в том числе даже на Новодевичьем и Ваганьковском кладбищах. Это мошенничество чистой воды», – заявил Сулоев. Он добавил, что на большинстве старинных кладбищ территория тщательно отснята с использованием спутниковой навигации, все захоронения описаны. А потому незаконную свежую могилу власти не смогут не заметить.
Второй способ – не создавать новое семейное захоронение, а отреставрировать старое. В прошлом году стартовал эксперимент по так называемому опекунству над брошенными могилами. Его провели на старинном Введенском кладбище, признали успешным, и в начале этого года вышло постановление правительства Москвы, которое практику узаконило. Суть проста: гражданин оформляет опекунство над старым склепом, за свой счёт восстанавливает памятник, приводит в порядок могилу. А за это получает место для себя и своих родственников. Дело уже пошло – к началу сентября столичные власти выявили более 600 бесхозных захоронений, 408 человек изъявили желание стать опекунами. Цена вопроса сильно зависит от кладбища и ценности склепа. Пока самое дешёвое место обошлось претенденту в 11 тыс. рублей. Верхней планки опять же нет. Тем более что могилы, представляющие художественную ценность и требующие тщательной реставрации, опекунами ещё не заняты.
В любом случае новые захоронения в брошенные могилы – одна из возможностей значительно увеличить вместимость закрытых московских кладбищ. После инвентаризации на столичных кладбищах обязательно находятся бесхозные захоронения. От 5% до 20% общего количества могил. Правда, официально объявить могилу брошенной не так просто – нужно достоверно выяснить, что не осталось никого, кто бы мог за ней ухаживать на законных основаниях. А это долгий процесс: люди могли уехать, сменить гражданство.
Впрочем, благодаря кризису появилось и третье решение проблемы могильного дефицита. Упали цены на землю в Подмосковье. И на сегодняшний день столичные власти рассматривают уже 12 предложений по покупке участков под захоронения в области. Один из них выкуплен – 70 гектаров в Дмитровском районе Московской области. Проектные работы по обустройству там кладбища идут вовсю. Кроме того, власти планируют расширять уже имеющиеся кладбища, такие как Востряковское и Даниловское. В общем, теперь мест на кладбищах хватит ещё года на три, обнадёживает Сулоев.
< Пред. | След. > |
---|