В ближайшем будущем наши города могут оказаться в окружении не лесов, а кладбищ
Эксперты настаивают, что в решении многих "кладбищенских" проблем есть только один цивилизованный подход: строительство кремационных комплексов многофункционального назначения для обслуживания населения сразу нескольких населенных пунктов.
Пока же кремация в России не превышает 7-8 процентов (в девяти городах построены 13 крематориев), тогда как в зарубежных странах это показатель составляет около 80-90 процентов. Так, в Германии работает 114 крематориев, в Великобритании - 243, США - 1468, Японии - 1625.
При желании из праха умершего можно не только заказать алмаз, но и запустить несколько граммов на космическую орбиту. Но, увы, многие родственники и близкие отошедших в мир иной вынуждены мириться с отсутствием элементарных стандартов в этой сфере то необходимо сделать, чтобы поднять уровень этих деликатных услуг, которые оказывают в стране более 10 тысяч похоронных организаций? На эти вопросы пытались найти ответы собравшиеся за "круглым столом" в Совете Федерации.
Проводить в мир иной на достойном уровне все сложнее. В качестве максимальной компенсации ритуальным службам за безвозмездно предоставляемые гражданам услуги с 1 января 2009 года установлено 4 тысячи рублей. Но такой размер социального пособия во многих регионах страны не покрывает даже минимальных затрат на погребение. По официальным данным, годовой оборот в сфере ритуальных услуг в РФ составляет более 30 миллиардов рублей.
Профессионалы утверждают: в реальности на половину больше. Мимо государевой казны проплывают миллиардные налоги. Криминализация рынка печальных услуг обострилась в начале 2000-х, когда отменили лицензирование компаний. В эту сферу прихлынуло немало дельцов в надежде нажиться на чужом горе, без понимания своей социальной миссии. Закон "О погребении и похоронном деле", принятый еще 15 лет назад, давно не в состоянии регулировать рынок. Некоторые субъекты, например, Москва, пытаются навести порядок. На столичном рынке работают 19 аккредитованных при правительстве города организаций. Но помимо них действуют еще около 150 коммерческих фирм, не имеющих статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. На их долю приходится свыше трети всех заказов. В погоне за наживой они бьются за каждый заказ и в цену своих услуг вбивают "благодарность" должностным лицам, сообщающим им данные об умершем, которые сейчас доходят до 10 тысяч рублей. Но при этом умалчивают о льготах, на какие вправе рассчитывать родственники усопшего. Но это столица. В большинстве регионов этот рынок нуждается в конкуренции, убежден Михаил Федоренко, замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. По его оценкам, в большинстве городов рынок смещается к монополизации со стороны МУПов и ГУПов. "Захоронить без их согласия во многих городах стало невозможно", - отметил он. Отсюда - рост цен на них и падение качества. "По результатам проверок в 61 субъекте на территории 390 муниципиях выявлены нарушения антимонопольного законодательства, - отметил он. - Возбуждено свыше 240 дел о его нарушении".
Между тем государство возложило полномочия по организации похоронного дела в полном объеме на органы местного самоуправления. При этом, правда, "забыв" о выделении средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на содержание мест захоронения. И что в итоге?
По данным Александра Сидоркина, замначальника отдела анализа и планирования департамента ЖКХ Минрегиона России, в маленьких городах кладбища - "это заросший бурьяном и кустарником участок земли, на котором в хаотическом порядке находятся захоронения различных размеров". Могилы зачастую подтапливает паводок, к ним нет подъездных дорог. Когда же резервы погостов исчерпываются, под захоронения открываются ранее закрытые кладбища, что грозит "масштабными эпидемиями". Сидоркин также констатировал: кадастр нынешних, ранее существовавших и древних (незарегистрированных кадбищ) в стране не ведется. Под новые кладбища нередко отводятся участки в лесфонде. "Если так будет продолжаться и дальше, в ближайшем будущем наши города окажутся окруженными не лесами, а кладбищами", - с похоронным настроением предрек Сидоркин. Озабочены власти и тем, что захоронение умерших от особо опасных инфекционных заболеваний осуществляется не на специальных кладбищах. Проблему могли бы решить кремационные комплексы, которых сейчас так не хватает. Здесь помогло бы государственно-частное партнерство, но пока оно трудно приживается в этой сфере.
Какой же выход возможен из этой "траурной" ситуации? По мнению президента Союза похоронных организаций и крематориев Павла Кодыша, необходимо закрепить функции единого координатора развития похоронного дела за одним федеральным органом. Для этого, как считают собравшиеся, лучшим выбором стал бы минрегион развития РФ. Кодыш считает, скорейших изменений требует и федеральный закон о погребении. Но работа над этим потребует времени, однако необходимо уже сейчас, считает эксперт, обеспечить выход на рынок "проверенных компаний", готовых достойно выполнять деликатные функции. "От идеи лицензирования, видимо, придется отказаться, - пояснил Кодыш корреспонденту "РГ". - Но этот институт должны заменить саморегулируемые организации (СРО). Это поможет оградить жителей от встречи с недобросовестными компаниями.
< Пред. | След. > |
---|