Реформы на рынке ритуальных услуг в Москве

14.10.2010

Рынок ритуальных услуг в Москве лихорадит: антимонопольщики нашли ряд нарушений в существующей в городе структуре управления этим сектором и вскоре столичные власти могут внести изменения в свои правовые документы.

В последние годы московский похоронный бизнес уже пережил пару реформ, и это отразилось на нём не самым лучшим образом – объём чёрного рынка вырос в разы. Что выйдет на этот раз, пока непонятно.

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по городу Москве направило в правительство Москвы документы, направленные на защиту конкуренции в сфере ритуальных услуг столицы. Глава управления Владимир Ефимов отметил, что в городе на этом рынке есть откровенный монополист – Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Ритуал». Между тем федеральное законодательство относит похоронное дело к конкурентным отраслям. 

«Ритуал» совмещает в себе как государственные, так и коммерческие функции, что недопустимо, – говорит Ефимов. – В связи с этим данное предприятие должно быть реорганизовано: государственные функции (например, предоставление мест для захоронения) должны отойти к бюджетному государственному учреждению, а платные услуги должны оказываться исключительно на конкурентной основе».

Это, в частности, значит, что все московские кладбища (сейчас они в ведении ГУП «Ритуал») должны быть возвращены городу в лице Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.

«По итогам предварительного обсуждения темы правительство города готово к соответствующим мерам», – добавил глава столичного УФАС. Действительно, проходящая в Москве реформа ГУПов затронет и «Ритуал».

Сам он станет бюджетным учреждением с ограниченным набором функций (ведение архива захоронений, оказание ритуальных услуг социально незащищённым людям). Но при этом будет создана «дочка» организации, которая продолжит заниматься коммерческими проектами.

В общем, демонополизация произойдёт внутри конкретного монополиста. Разумеется, только этим шагом антимонопольное ведомство не удовлетворится: в УФАС давно уже косо поглядывают на столичный рынок ритуальных услуг – копят претензии и периодически их высказывают.

Историю можно смело начинать из далёких уже 1990-х годов. Сначала в похоронное дело пришла коммерция, что в сочетании с традиционным недостатком мест на московских кладбищах привело к ужасающей коррупции в отрасли: участками под могилу торговали налево и направо. Потом, в 2001 году, федеральный законодатель отменил обязательное лицензирование фирм, работающих на рынке ритуальных услуг. Это снизило бюрократический прессинг на бизнесменов, но помимо этого, по версии столичных властей, лишило городские власти механизмов контроля за социально важной сферой.

Вернуть лицензирование мэрии так и не удалось – федеральные власти не позволили. Так что через несколько лет городское правительство начало реформировать отрасль в рамках своих полномочий. Реформу запустили под таким лозунгом: избавить рынок от некачественных, не проверенных государством, зачастую полумошеннических похоронных бюро. На деле же главной идеей было сосредоточить все основные активы в руках города и никого постороннего не пускать.

В 2007 году в Мосгордуму из городского Департамента потребительского рынка и услуг пришёл проект закона «О погребении и похоронном деле в городе Москве», согласно которому все основные функции (услуги по захоронению, перезахоронению, кремации, а также оформление прав пользования участками для создания семейных захоронений) передавались ГУП «Ритуал», двум десяткам специализированных служб (порядок создания которых также определяется мэрией) разрешали оказывать услуги по транспортировке тел, их бальзамированию, санитарной и косметической обработке, изготовлению и опайке цинковых гробов, а также принимать заказы и заключать договоры на организацию похорон. А основная масса частных контор должна была довольствоваться лишь второстепенными услугами – уход за могилами, производство памятников и так далее. Как правило, родственники покойного подписывают договоры на такого рода услуги «пакетом». Если у тебя нет доступа к оказанию «основных» услуг, если ты не имеешь права направлять похоронных агентов и заключать договоры на погребение – твоя позиция на рынке становится заметно более ущербной.

Против такого варианта законопроекта тогда возбудились все: разумеется, бизнес-сообщество, а также московская прокуратура, УФАС по Москве и даже традиционно лояльные к городскому правительству депутаты Мосгордумы. В результате проект изменили перед окончательным голосованием. Но не кардинально: ГУП «Ритуал» в итоге стал монополистом с исключительными правами на основные виды услуг. Именно об этом регулярно напоминают столичным властям из ФАС. В ответ на претензии антимонопольного ведомства столичные чиновники кивают на те самые 20 специализированных служб, которые, в общем-то, подконтрольны городским властям. Хотя бы потому, что по городскому закону Москва должна иметь не менее чем 15-процентную долю в открытых акционерных обществах, претендующих на роль похоронной спецслужбы (в форме ОАО созданы большинство из них). Да и получить или лишиться своего статуса спецслужба может только решением городского правительства.

Ладно если такая консолидация активов привела бы к порядку на похоронном рынке Москвы. Этого не произошло. Значительное количество ритуальных бюро и похоронных агентов в одночасье оказались перед выбором – забросить свой бизнес или уйти в «серый» сегмент рынка. И многие выбрали второй вариант. Через год после принятия городского закона Департамент потребительского рынка и услуг Москвы констатировал: около трети всех заказов на похоронные услуги в Москве принимают «серые» фирмы, которые не платят налогов. У постели умирающего толпятся по 5–10 похоронных агентов, часть из которых – откровенные мошенники, а информацию о смерти моментально продают этим агентам коррумпированные милиционеры, врачи, местные чиновники и другие обладатели информации.

Есть и другой момент: монопольное присутствие на рынке позволяет «Ритуалу» диктовать цены на «сопутствующие товары». На те же гробы, например. Оставшиеся не у дел представители малого бизнеса утверждают, что могли бы поставлять их чуть ли не в два раза дешевле существующих сейчас расценок. Трудно сказать, лукавят они или нет: пока получается, что «серые» частники втюхивают убитым горем родственникам услуги по ценам, наоборот, превышающим официальные. Вообще же с 2001 года, за время всех этих пертурбаций (сначала с отменой лицензий, потом – с городской реформой) чёрный рынок похоронных услуг в Москве вырос в четыре раза – это по оценкам столичных чиновников. Неофициальные данные и того печальнее.

Впрочем, и положительных моментов в безраздельном царствовании «Ритуала» немало. В Москве в последнее время вроде бы более-менее наладилась система «социальных» похорон – всё, что входит в обязательный перечень бесплатных услуг, оказываемых малообеспеченным людям, в столице выполняется. И при этом затраты на бесплатные похороны в столице значительно выше общефедерального уровня.

Вместе с тем «Ритуал» нечасто производит индексацию расценок на коммерческие услуги, и таким образом, как монополист, сдерживает общий уровень цен.

Кроме того, московские власти начали наводить порядок на городских кладбищах. Выяснилось, что хотя они почти все и закрытые, даже на них можно найти легальные места под новые захоронения. Так, инвентаризация показала, что на кладбищах большое количество бесхозных заброшенных могил – от 5% до 20%, – которые можно использовать заново, и власти начали изобретать способы для этого. Например, запустили такую услугу: человек берёт на себя реставрацию и уход за каким-нибудь старинным склепом, а взамен получает право быть в этом склепе упокоенным.

Если антимонопольщикам на этот раз удастся добиться выполнения своих требований, то выстроенная система регулирования похоронного рынка может снова рухнуть. Выиграют ли от этого горожане – пока, мягко говоря, неочевидно. Пока – и при «безлицензионной» вольнице, и при монополизме «Ритуала» – от изменений выигрывал лишь «серый» рынок, который только растёт да ширится.

Матвей Лебедев

Версия 

< Пред.   След. >