Похоронное дело: узаконят ли в России частный бизнес в сфере ритуальных услуг?

25.12.2009

В Томске на этой неделе прошел I Форум специалистов ритуального обслуживания населения Сибири и Дальнего Востока. Представители более 70 предприятий похоронной отрасли, органов власти, органов местного самоуправления приехали в город, чтобы обсудить актуальные проблемы в сфере ритуальных услуг.

По мнению заместителя губернатора Томской области С. Ильиных, выступившего на пленарном заседании Форума, похоронное дело – это та социально значимая отрасль, которая должна поддерживаться государством. По его словам, ежегодно только в Томской области умирает 14 тысяч человек, а, следовательно, это такое же количество погребений, которые нужно организовать и провести.

Социальную значимость отрасли подчеркивали и другие выступающие. Но главным образом специалисты похоронного дела выражали обеспокоенность тем беспорядком, который творится сейчас в отрасли. У многих регионов до сих пор нет закона об обеспечении и проведении похоронного дела, порядок работы кладбищ и предоставление услуг все еще пущены на самотек, а после отмены лицензирования появилось большое количество предприятий, оказывающих ритуальные услуги недобросовестно.

Сегодня в России работает Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК, The Union of the Funeral Organizations and Crematoriums - UFOC). Всего в Союзе состоит 150 членов. Это некоммерческое партнерство, существующее с 2002 г., уже выступило инициатором двух парламентских слушаний – в 2003 и 2007 г., посвященных совершенствованию законодательства в сфере похоронного дела. Рекомендации, принятые участниками слушаний, стали толчком для развития отрасли – в частности, стали появляться региональные законы, регулирующие похоронное дело. Также с помощью СПОК были приняты национальный и профессиональный стандарты и концепция развития отрасли до 2015 года. Но этих мер недостаточно.

По мнению члена Президиума Союза похоронных организаций и крематориев, профессора Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы Георгия Сюткина фактически отсутствующее законодательство по-прежнему является самой слабой стороной отрасли. Именно из-за его несовершенства отрасль не развивается в нужном направлении.

Напомним, по федеральному закону № 131-ФЗ организация ритуальных услуг, благоустройство и содержание мест захоронения находится в ведении муниципалитетов. В главном отраслевом федеральном законе №8-ФЗ о погребении и похоронном деле участие других структур, кроме муниципалитетов, не прописано. Следовательно, ни организация частных кладбищ, ни создание крематориев или любых других предприятий по оказанию ритуальных услуг законом не регламентируется. Что, фактически, переводит всех немуниципальных участников рынка на полулегальное существование и ставит под вопрос инвестирование в отрасль со стороны частного капитала.

Одновременно с этим на федеральном уровне у нас отсутствует и какой-либо орган, который бы мог отвечать за работу отрасли и координировать ее взаимоотношение с другими ведомствами и министерствами, отвечающими за какие-либо из вопросов, связанных с погребением. Особенно это актуально в части отношений с ФАС.

Другая проблема, которая связана с отсутствием внятных основ деятельности похоронных контор, это приход в отрасль непрофессионалов после отмены лицензирования.

- За последние годы появилось много случайных людей, которые занимаются похоронным делом, – рассказывает директор-координатор МОО "Корпорация руководителей похоронных предприятий" г. Москва Андрей Цветнов. По его словам, работать таким деятелям удается благодаря взяткам, которые они активно раздают милиции и медикам. – Необходимо снова ввести лицензирование, выдавать разрешения на деятельность, а также обязывать предприятия приобретать помещение для работы, специальный транспорт, привлекать специалистов. Сразу отпадут многие фирмы-однодневки, работающие недобросовестно.

Ему вторит и Георгий Сюткин: "Сначала никого не пускали на рынок, теперь пускают всех подряд, и каждый копает где хочет, без какого-либо стандарта".

Еще одним острым вопросом, по мнению специалистов, является маленький размер социального пособия, которое выплачивают все из тех же муниципальных бюджетов. Правда, сейчас дотации в среднем по России возросли с 1 300 до 4 000 рублей и более (в Томской области – аж до 5 200 рублей). Тем не менее, этих денег не хватает на достойное захоронение малоимущих и безродных людей, что приводит к дополнительному снижению лояльности к похоронному делу со стороны населения.

Кстати сказать, несовершенство законодательной системы уже привело к одному серьезному последствию - фактически полному отсутствию крематориев на территории России. Всего по стране их функционирует только 14 (три – в Москве, остальные - во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Свердловске, Нижнем Тагиле, Ростове-на-Дону, Артеме, Новокузнецке, Норильске, Новосибирске, Челябинске и Сургуте). Сейчас крематорий может функционировать только в ведении муниципалитетов и строиться на средства региональных бюджетов, но зачастую этих денег просто нет.

В то же время, стало сложно находить земли под кладбища. Территории предлагают покупать за 15-20 миллионов за гектар, а обустройство этой земли обойдется еще в 5-7 миллионов.

- Земля у нас заканчивается, – считает Георгий Сюткин. – И пока не появятся частные крематории, будут проблемы с захоронением.

По его мнению, на федеральном уровне требуется принятие комплексной программы по развитию кремационного дела в России.

Также у нас почти не занимаются подготовкой специалистов в области ритуальных услуг, а они требуются по двум направлениям – производство и сервис. Всего на территории России работает 5 соответствующих организаций, но даже у них нет образовательного стандарта. На сегодняшний день порядка 45 тысяч работников похоронной сферы выказывают желание получить дополнительные навыки и повысить свою квалификацию. Специально для них были созданы краткосрочные курсы длительностью в 72 часа, но этого, по мнению участников форума, недостаточно.

Сейчас разрабатывается стандарт "Специалист ритуально-похоронного обслуживания". Он рассчитан на трехуровневую квалификацию и затрагивает такие аспекты, как профессиональные знания, ответственность и опыт.

Для решения отраслевых проблем в мае 2009 года была создана еще одна НП - "Региональная ассоциация содействия развитию похоронной отрасли Сибири и Дальнего Востока". Она также помогает регулировать взаимоотношения между участниками рынка.

Параллельно идет речь и о реанимации старых кладбищ, что позволит сэкономить средства на создание новых инфраструктур. Такие кладбища, на которых можно использовать до 30% территории, есть в каждом городе. Например, в Томске есть кладбище, открытое еще в 62-м году, которое сейчас не содержат, и которое может быть повторно открыто для погребений.

В целом, Томская область, по мнению главы департамента потребительского рынка Александра Таловского, на российском рынке ритуальных услуг выглядит достойно: хорошо развита конкуренция (38 хозяйствующих субъектов), есть единственные в регионах обустроенные кладбища, по которым осуществляется транспортная перевозка, высокие денежные выплаты на захоронение. Кроме того, у нас работает наблюдательный совет по вопросам похоронного дела, который позволяет как-то решать спорные вопросы, найдено взаимопонимание и с антимонопольной службой. По словам руководителя ФАС по ТО Владимира Шевченко, сейчас его ведомство тесно сотрудничает с областной властью, периодически изучает местный рынок похоронных услуг.

Однако и нашему региону не удалось избежать общих проблем: еще предстоит выработать и принять нормативные акты, решить вопросы с финансированием кладбищ по области. При этом доля ритуальных услуг в объеме общебытовых снизилась на 5%, а объем ритуальных услуг упал на 19,6 - тогда как до 2008 года эта сфера демонстрировала уверенный рост.

И ожидать высоких темпов развития похоронной отрасли в Томской области в ближайшее время не стоит. Здесь, как и в других сферах, потребители предпочитают смещаться в более дешевые сегменты в связи со снижением платежеспособности. Сокращается количество игроков на рынке, а конкуренция очень жесткая. По мнению А. Таловского, выживут в такой ситуации, скорее всего, крупные организации, но власть заинтересована и в том, чтобы как можно больше мелких предприятий остались на плаву.

В перспективе, в Томске планируется сформировать правовую базу, повысить уровень инфрастуктуры, а также заняться восстановлением кладбищ. Важное значение, по мнению властей, имеет и внешний вид кладбищ: необходимо использовать архитектурные разработки, привлекать художников, скульпторов, формировать культуру отношения томичей к отрасли. "Эта сфера должна поддерживаться государством, но проблемы могут быть решены только совместными действиями власти и сообщества" - подытожил Александр Таловский.

Томский Обзор

< Пред.   След. >