ГОСТ на ритуальные услуги и лицензирование
Вступление в силу нового ГОСТ в сочетании с планируемым введением лицензирования ритуальных услуг, может сделать невозможным торговлю любыми ритуальными принадлежностями для мелких производителей.
Недавно Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии опубликовало на своём сайте «Национальный стандарт РФ «Услуги ритуальные».
В данном документе подробно описываются термины и определения, применяемые в сфере оказания ритуальных услуг не территории всей Российской Федерации.
19 мая 2009 года на первом заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг, было внесено предложение о введении лицензирования ритуальных услуг.
В общем - то, лицензирование ритуальных услуг для нашей страны дело не новое. До 2002 г. ритуальные услуги лицензировались, и рынок был приблизительно сбалансирован.
Получение лицензии в тот период происходило после выполнения определенного набора требований, в частности:
- своё производство ритуальных принадлежностей: гробов, венков, покрывал, тапочек и другой ритуальной атрибутики или договор с таким производством.
- свой катафальный транспорт, предназначенный для перевозки умерших или договор с таким предприятием – автобазой.
- наличие помещений для стационарного приема заказов (магазинов, или ритуальных бюро) + подготовленный персонал.
В некоторых регионах обязательным требованием было долевое участие местных органов власти в уставном капитале и получении прибыли от деятельности крупных ритуальных фирм.
В 2002 г. лицензирование ритуальных услуг было отменено.
Тогда оно было понятно – страна готовилась входить в свободное экономическое пространство Евросоюза и снимало административные барьеры в экономике.
Отмена лицензирования привела к развитию двух разнонаправленных трендов. Как положительный тренд – стали развиваться небольшие производственные предприятия, фирмы и ПБОЮЛ, производившие ритуальную атрибутику более широкого спектра при снижении цены. Т.е. на этом рынке конкуренция на стадии производства привела к снижению относительных закупочных цен. И крупным ритуальным фирмам вместо содержания собственного производства, стало выгоднее покупать у мелких производителей ритуальную продукцию с последующей продажей её конечному потребителю.
С другой стороны – эти же мелкие производители стали заниматься не только производством и продажей ритуальных принадлежностей крупным фирмам, но и создавать мелкие похоронные бюро, получив доступ на рынок ритуальных услуг к непосредственному потребителю.
Вроде бы, кажется, что это и хорошо, для общества, а значит и для страны. Но..
Появился и негативный вектор в таком перераспределении финансовых потоков.
Во-первых:
- В нашей стране при отсутствии нормального рынка рекламы ритуальных услуг началось «разрывание заказчика на части» между разными ритуальными фирмами, как крупными, так и мелкими. Это как раз то, о чем в последние 2-3 года постоянно кричат в СМИ: «Не успело ещё остыть тело, как тут же … звонки … несчастные родственники… оформили там-то, а потом узнали, что могли оформить дешевле…» и т.п.
Во вторых:
- Это соответственно, снизило долю на рынке для крупных городских служб, которые вынуждены были содержать производственные и офисные помещения, организованные в рынке с меньшей конкуренцией + отчисляли как акционерные общества часть прибыли в местные бюджеты. В совокупности это привело к снижению доходности в крупных фирмах практически до нуля и потери как их конкурентоспособности в таком «свободном» рынке.
Появилось ещё несколько негативных моментов, которые стали превращать оказание ритуальных услуг в торговлю «Гербалайфом»., но сейчас не о них речь…
В общем и целом, как в любом деле появились как положительные, так и отрицательные стороны. Палка, как известно о двух концах. Но…
Давайте вернемся к новому ГОСТУ и лицензированию....
Разберем некоторые термины в ГОСТ Р 53107-2008 — «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения».
"ритуальные (похоронные) услуги":
- Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также деятельности исполнителя по погребению (захоронению) тел (останков) умерших (погибших), проведению похорон, содержанию мест захоронений и сохранению памяти об умерших.
Заметим – здесь не идет речь о каких-то конкретных ритуальных услугах – копка могилы, кремация, производство или продажа гробов и т.д. Речь идет о некотором процессе описывающим любые действия двух сторон, в результате которой появляется… непонятно что.
Может ли быть результатом «непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя» копка могилы? – Может. А продажа гроба? – Может, а продажа мелкой ритуальной атрибутики, вроде ручек на гробы или тапочек, или комплекта заочного отпевания? – Может.
А может ли быть «результатом непосредственного взаимодействия юридическая консультация родственников у адвоката по своим правам при неправомерных действиях на кладбищах или в пункте продажи гробов? – Может.
А если одно юридическое лицо приобретает у другого вагон досок у деревообрабатывающего комбината для производства гробов – это ведь тоже «непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя»! А если приобретается рулон ткани для обивки, или фурнитура?...
Или к примеру, газета «Московский комсомолец» от 25.07.2009 г. опубликовала любопытную статью под названием «Заплечных дел мастера становятся гробовщиками», в которой описывается, что в некоторых колониях заключенные начали производить ритуальные принадлежности – гробы, кресты, памятники и т.д. Понятно, что реализация этой продукции ориентирована на ритуальные фирмы.
Деятельность такой колонии тютелька в тютельку попадает под определение нового ГОСТА «ритуальные услуги» - «взаимодействие исполнителя и потребителя»
Ничего подобного скажете вы – такое взаимоотношение между субъектами предпринимательства это не является оказанием «ритуальных услуг».
Извините за ответ – фигушки! Вернемся снова в определения и термины:
потребитель услуги (заказчик)
- Физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон.
Примечание - В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. В сельских поселениях, где отсутствуют специализированные службы по вопросам похоронного дела, такие функции исполняет лицо или группа лиц, назначаемые органом местного самоуправления.
Ну может быть исполнитель тогда не… совсем … исполнитель? – Снова «фигушки»!
исполнитель похоронной услуги
- Субъекты специализированной службы по вопросам похоронного дела: организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность по похоронным услугам без образования юридического лица.
Примечание - В сельских населенных пунктах, где отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, такие функции исполняет лицо или группа лиц, назначаемые органом местного самоуправления.
Вникаете в суть? По новому ГОСТУ и исполнителем и потребителем являются одни и те же субъекты предпринимательства! Как говорится – сам себе землекоп.
Хочется напомнить, что при введении лицензирования оказание услуг без лицензии – уголовное преступление. А контроль над поимкой и наказанием ляжет на правоохранительные органы.
Что это значит? Да то что если бы хотя бы два раза за налоговый период какая ни будь фирма по производству пластиковой фурнитуры продаст контрагенту (другой фирме) пластиковый крест на гроб – есть состав преступления! Бери и сажай!
А что вышеуказанные исправительные учреждения, собственниками которых является ФСИН РФ тоже должны будут получать лицензии на ритуальные услуги, или им можно будет не получать? Или судить за незаконное предпринимательство будут ФСИН?
И придется тогда крупным ритуальным фирмам, получившие лицензию, при недостатке своего производства, или какого-нибудь товара приобретать недостающую продукцию у себе подобных. Вопрос - по какой цене они попадут к конечному потребителю? А если вторая фирма откажется продавать?... А если… - да много чего если…
Ещё один аспект – станет ли связка «новый ГОСТ – лицензирование» препятствием на пути лишних посредников между родственниками и лицензированными фирмами?
Давайте еще раз внимательно прочитаем следующее определение:
исполнитель волеизъявления умершего
- Лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего.
Примечание - В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками, законным представителем умершего. В случае их отсутствия или мотивированного отказа, оформленного в письменном виде - иным лицом, личность которого удостоверена в установленном порядке.
Поясняю что это значит.
Обязанность взять на себя исполнить волеизъявление умершего, т.е. организовать похороны, это обязанность родственников. И сейчас эти функции берут на себя разные ритуальные фирмы и агентства.
Так вот если кто-нибудь из родственников поручает «иному лицу» быть исполнителем волеизъявления по причине, например плохого самочувствия (доверенность в простой письменной форме по ГК РФ) - то это иное лицо и становится «главным родственником». А значит, сможет выбирать, где и в какой фирме или фирмочке или цеху купить гроб и другие принадлежности.
Мало того, все жалобы на некачественное оказание услуг лицензированными фирмами автоматически становятся действительными.
Этак мы придем к такой форме, как независимые ритуальные агенты, которые не работают ни в одной ритуальной организации и выполняют не поручения своего руководства, а становятся представителями родственников. Причем – грамотными, настырными профессионалами – чем-то вроде адвокатов. И называться они будут, как нибудь без слова «ритуальный», например - «представитель интересов семьи при организации похорон».
По сути гражданских правоотношений такие действия никак к ритуальным услугам не относятся даже по новому ГОСТУ и лицензированию не подлежат.
Господа-товарищи начальники!
Нам бы тут между собой как-нибудь разобраться, а тут как набегут безработные выпускники юридических ВУЗов и будем тогда мы бороться с людьми, которые не ставят перед собой задачу похоронить умершего, а будут использовать технологии потребительского экстремизма для выкачивания максимально возможного количества денег не с родственников, а с ритуальных фирм…
В целом оба направления, и ГОСТ и планируемое лицензирование – шаг по упорядочиванию ритуального обслуживания. Нужное, это дело, полезное. И рано или поздно мы придем и к стандартам и соблюдению этих стандартов.
Но можно же как-нибудь тщательнее с терминами? Может переделать его, этот ГОСТ, пока не наступило 01 января 2010 да пока не прошли выборы по регионам? А то ведь всякое может быть и придется самим потом биться собственными изобретениями…
Профсоюз работников ритуальных служб Москвы
< Пред. | След. > |
---|