Захоронение гробом или кремация: что выбрать?
Сколько стоит кремация в Москве? Бесплатно ли место на кладбище? Какой вариант дешевле?
Каждая религия затрагивает вопросы смерти человека и перехода в иной мир. В каждой из культур есть свои погребальные обряды и запреты, которые люди соблюдают и по сей день. Сегодня в мире распространены два способа погребения: захоронение в землю и кремация.
До недавнего времени в Москве соотношение традиционного погребения в землю и кремации было примерно равно. Но после пандемии коронавируса уже 76% жителей столицы выбирают второй вариант. Чаще всего — из соображений экономии. В этой статье мы расскажем главное, что нужно знать каждому о захоронении гробом и кремации, а также ответим на главный вопрос: какой способ дешевле?
Краткие факты
Что нужно знать о захоронении гробом
В общественном сознании глубоко укоренилась мысль, что похоронить гробом на московском кладбище стоит баснословных денег, это могут себе позволить только состоятельные граждане, а всем остальным остается только кремация. В СМИ нередко мелькают заголовки о коррумпированности ритуального рынка и несметных богатствах похоронщиков. Однако мало кто из горожан владеет актуальной информацией, пока дело не доходит до организации похорон.
Чтобы получить ясное представление о соотношении цен, в первую очередь нужно знать способы получения места на столичном кладбище. Место для захоронения на кладбище в Москве можно купить, получить бесплатно, а также произвести родственное захоронение в имеющуюся могилу.
Как купить место на кладбище?
Купить место на кладбище в Москве можно на аукционе, как после смерти, так и при жизни. Места продаются на закрытых кладбищах, но не на всех. Безусловно, покупка понравившегося места на выбранном кладбище — самый дорогой способ получения участка. Стоимость варьируется от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей.
На цену влияют:
- площадь приобретаемого участка;
- его расположения по отношению к центральному входу на кладбище;
- престижность самого кладбища и его удаленность от центра города.
Если вы хотите купить место на кладбище в Москве, ознакомьтесь с актуальными ценами на участки в едином реестре на сайте Правительства Москвы.
Как получить бесплатное место на кладбище?
Получить место на московском кладбище можно и на безвозмездной основе. Бесплатные места для москвичей предоставляются только на открытых кладбищах Москвы и ТиНАО . Все эти кладбища располагаются за МКАД и, к сожалению, выбрать понравившийся участок нельзя. Но денег на покупку места для захоронения не потребуется, и оплатить будет нужно только копку могилы.
Как похоронить на семейном участке на кладбище?
Если у вас имеется семейно-родовой участок, захоронение производится бесплатно, оплаты требует только услуга копки могилы. Также можно подзахоронить в родственную могилу. Но здесь необходимо учитывать срок давности предыдущего захоронения. В Москве повторное захоронение гробом возможно только по истечении 15 лет с момента предыдущего. На захоронение урн срока давности нет.
Все остальные траты, включая установку памятника и ограды, остаются на усмотрение родственников и потребуют денежных вложений не ранее, чем через год, когда земля на могиле осядет. В день похорон на свежую могилу может быть установлен только деревянный крест, который приобретается при заказе ритуальных принадлежностей.
Что нужно знать о кремации
Кремация в Москве, как и во всем мире, производится в специальных ритуальных сооружениях — крематориях, оборудованных печами. В процессе кремации гроб и останки человека сгорают при очень высокой температуре, после чего собираются в специальный герметичный контейнер — урну.
Забрать урну с прахом из крематория можно только при предъявлении документа, удостоверяющего право на могилу или ячейку в колумбарии. То есть, в обязательном порядке требуется место для погребения урны.
Место для захоронения урны можно получить теми же способами, что и для захоронения гробом, о них мы писали выше. Единственная разница в том, что для урны требуется значительно меньше места, поэтому даже платные участки обходятся дешевле.
Кроме того, в Москвеесть колумбарии. Сегодня большинство московских кладбищ располагают стенами скорби или специальными саркофагами — открытыми колумбариями цилиндрической формы. Стоимость аренды колумбарной ниши варьируется от нескольких тысяч рублей в год до нескольких десятков тысяч.
Процедура кремации платная. Цены на кремацию в Москве едины для всех крематориев и устанавливаются ГБУ «Ритуал».
Западная культура полнится описаниями развеивания праха в живописных местах. Помимо явной романтической составляющей, подобный способ погребения к тому же признан самым бюджетным. Тем не менее, даже прогрессивный Запад далеко не всегда готов отдать прах своих близких во власть стихий.
На этом сказываются и религиозные убеждения, и абсолютно не зависящее от религии желание родных иметь определенное место, где можно «навестить» усопшего. В случае если останки предаются ветру или воде, у людей не остается даже иллюзии, что часть их близких все еще находится с ними в этом мире.
Что дешевле: захоронение гробом или кремация?
Если взглянуть на стоимость кремации в Москве, может показаться, что она стоит намного дешевле традиционных похорон и легко покрывается пособием на погребение. На самом деле, нет. Стоимость кремации — это стоимость самой процедуры без учета всего остального. Родственникам точно так же придется покупать ритуальные принадлежности (в том числе и урну для праха), оплачивать услуги морга, арендовать зал для прощания, заказывать катафалк. Если урну планируется захоронить на кладбище, нужно оплатить копку могилы, аренда ячейки в колумбарии тоже стоит денег. Таким образом, цена получается примерно одинаковой.
Кремация удобна тем, что не нужен большой участок, а в случае помещения урны в колумбарий упрощается уход за могилой. Но выбирать это способ ради экономии нет смысла.
За профессиональной консультацией можно всегда обратиться в одну из ритуальных справочных, в том числе и с вопросом о стоимости различных вариантов захоронения.
Ритуальная справочная похоронного предприятия «Ритуал» предоставляет консультации по всем вопросам организации похорон в ежедневном круглосуточном режиме по тел. (495) 642-28-83, (495) 642-28-84.
Исторический экскурс
Обычай сжигать тела умерших был исторически связан с развитием цивилизации. Погребальные культуры Древней Греции и Рима рассматривали кремацию как помощь душе умершего в ее переходе к загробной жизни.
В Средние века кремация, как, впрочем, и научный прогресс, подверглись суровому осуждению христианских идеологов. Более того, в 785 году Карл Великий и вовсе запретил кремацию под угрозой смертной казни. В результате, христианский мир забыл о сожжении тел на ближайшую тысячу лет.
Столь долгая приверженность ингумации (захоронению в землю) обуславливалась не только следованием христианским традициям, но и наличием достаточного места для погребения. Однако технический и научный прогресс неизбежно показали жителям городов обратную сторону медали – резкое сокращение свободного места на фоне увеличения численности населения и, следовательно, нуждающихся в погребении тел.
Разрастание городов, скученность строений и тотальное пренебрежение санитарными соображениями привели к страшным эпидемиям, которые несколько веков выкашивали население Европы. К счастью, одно из достижений научного прогресса – открытие микроорганизмов – показало, что захоронения играют немалую роль в распространении тяжелых болезней. Именно тогда о кремации снова вспомнили.
Решающую роль в возрождении кремации сыграла резолюция Международной медицинской конференции 1869 года во Флоренции, в которой ученые призвали к «сохранению здоровья и земли для живых людей». Тем не менее, кремация не отменяла христианскую заботу о покойном, поэтому подобное погребение требовало цивилизованных условий.
Спустя всего четыре года Бруно Брунетти сконструировал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. Уже в следующем году была основана Английская ассоциация крематоров. Вслед за Европой кремация распространилась в США, где также было создано несколько подобных ассоциаций.
Первый крематорий в Российской империи появился на территории форта «Александр I» недалеко от Кронштадта. Кремацию в форте проводили по медицинским соображениям. Дело в том, что в «Александре» размещалась первая в России эпидемиологическая лаборатория (отсюда и неофициальное название форта – «чумной»). По понятным причинам, погибшие от заболеваний лабораторные животные не могли быть транспортированы на материк, поэтому сжигались на территории форта.
Первый гражданский крематорий в России появился до революции во Владивостоке и был предназначен для кремации проживающих на территории города японских подданных. Советским же гражданам «огненное погребение» стало доступно в 1920 году в Петрограде, а в 1927 году – в Москве, на территории Донского монастыря.
Вопросы религии
Преобладание того или иного способа погребения тесно связано с господствующим религиозным учением. Научно-технический прогресс и глобализация внесли в данную проблему свои коррективы, но так и не смогли решить ее до конца.
В масштабе планеты кремация по востребованности занимает второе место после традиционного погребения. Это обусловлено распространением кремации у индийцев и китайцев, составляющих более трети населения. Кроме того, за кремацию выступает значительная часть язычников, атеистов, а также ученых и защитников экологии. В современных развитых странах доля кремируемых колеблется от 70 до 98%. Многие люди осознают разрушительное действие прогресса на природное равновесие и считают, что планета чрезмерно загрязнена продуктами человеческой деятельности. Захоронение тел в землю лишь увеличивает нагрузку на и без того ослабленную экосистему. В последние годы критике экологов подверглась даже кремация, связанная со значительными выбросами углекислого газа в атмосферу. Новейший вид погребения – промессия – предполагает криогенную обработку тела, преобразующую ткани в элементы, которые могут легко и быстро усвоиться экосистемой.
Тем не менее, значительная часть населения Земли продолжает рассматривать захоронение в землю как единственный верный способ погребения. Самые распространенные монотеистические религии отрицают кремацию и выводят ее за рамки дозволенного. В частности, христианство, иудаизм и ислам подвели под отрицание кремации основательную религиозную базу, которая в основном зиждется на бережном отношении к телу как к сосуду, где некогда находилась душа.
Так, неприятие кремации христианами обуславливается верой в день Страшного Суда, когда души умерших возвратятся в свои тела и восстанут из могил. Тело рассматривается как дом, который нужно сохранить, чтобы душе было куда возвращаться. В мусульманской похоронной традиции кремация сравнивается с горением в аду, а люди, кремирующие тело правоверного, берут на себя большой грех. Иудаизм также негативно относится к сожжению. Ортодоксальные евреи не раз выступали против строительства крематориев в Израиле. Два других течения в иудаизме – реформистское и консервативное – относятся к сожжению покойных более терпимо.
Некоторые историки видят истоки приверженности тому или иному виду погребения в географии расселения и природных условиях. Обычай закапывать умерших в землю объясняется скудной растительностью регионов, в которых происходило зарождение и становление иудаизма и ислама. По этой причине самым доступным видом погребения являлось захоронение в землю либо возведение каменного кургана.
Тем не менее, процесс глобализации вносит свои коррективы даже в столь ортодоксальную сферу, как религия. В настоящее время наиболее развитые страны, страдающие от перенаселения, не могут игнорировать проблемы экологии и нехватки мест под традиционные захоронения. Более того, юридическая основа в виде конституций, декларации прав человека и гражданских свобод имеет определенное влияние на религию, которая вынуждена считаться с законодательной властью. Поэтому религиозным главам приходится идти на определенные уступки.
Так, в 2008 году Ватикан признал право на отпевание кремированных верующих, одобрив новый похоронный обряд, предназначенный для кремации. В нем были приведены специальные молитвы, произносимые над пеплом, а также молитвы, предназначенные для крематория.
Православная церковь также уравняла кремацию с захоронением, объявив, что кремация не противоречит канонам христианства. Подтверждением тому служит проведение обрядов отпевания умерших в траурных залах крематориев священниками РПЦ.
Русская православная церковь не раз получала открытые обращения граждан, чьи близкие, умерли при трагических обстоятельствах. Так, жены и матери солдат, погибших во время чеченских кампаний, а также родственники подводников затонувшего «Курска» просили священнослужителей разъяснить, что будет с душами их близких, чьи тела были уничтожены против их воли. Неужели участь защитников Отечества – гореть в адском огне? Ответ Православной церкви был однозначен: невозможность захоронения не является тяжким грехом и не порицается.
Таким образом, современная христианская Церковь склонна ставить превыше всего веру человека и его поступки, а не внешние религиозные предписания. Бог был настолько велик, что создал человека из глины, поэтому и воскресить человека Всевышний может даже при отсутствии тела. Кроме того, тела многих средневековых праведников давно истлели. Значит ли это, что они не удостоятся воскрешения?
В своей работе «Оккультизм в Православии» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель».
Схожее мнение можно найти у древнехристианских писателей. К примеру, автор апологии христианства «Октавий» Минуций Феликс утверждал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
Упоминания кремации как принятого способа погребения можно найти и в иудейском Танахе, практически полностью соответствующем христианскому Ветхому Завету. В качестве примера приведем несколько цитат:
- «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12);
- «...И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19);
- «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14).
Современный взгляд
На сегодняшний день захоронение в землю и кремация в развитых странах Европы и Америки все более противостоят друг другу как традиционное и новое, нежели как правоверное и еретическое. По этой причине традиционный способ погребения выбирают, в основном, люди старшего поколения и завещают его своим потомкам.
Сохранение традиций, в том числе и традиций погребения, становится попыткой поддержать преемственность поколений и сохранение наследия. Ведь с самых ранних времен некрополи отражали особенности той или иной культуры и господствующие в обществе порядки. В современном мире, где постепенно стираются границы и различия, сохранение национальной и культурной идентичности становится для многих крайне важной задачей.
Данная ситуация наблюдается и в России, с той лишь разницей, что длительное подавление Церкви и взращивание общества атеистов стало причиной угасания православной культуры. Этот период «заморозки» привел к тому, что при захоронении в землю зачастую преследуется совсем не религиозная, а советская традиция. Востребованность же кремации зачастую зависит от наличия в городе крематория, а также от финансовых ресурсов на погребение. Услуга кремации, в отличие от работ по захоронению, имеет фиксированную стоимость, а урна с прахом способна разместиться на крайне ограниченной площади.
С течением времени и по мере отдаления от советских времен, все больше россиян чувствуют в себе потребность в следовании религиозному учению, не только православной, но и порой совсем не христианской традиции. Эта тенденция обозначает отход от материалистической идеологии и символизирует хотя и робкое, но стабильное возрождение духовности.
Одной из мощнейших тенденций современного мира является индивидуализация и, как следствие, рост самоосознанности человека. В этих условиях догмы религии зачастую отходят на второй план, уступая место сугубо личным соображениям, как умирающего, так и его родственников. В подобных условиях забота о прижизненном волеизъявлении усопшего и соблюдение предписаний его вероисповедания должны иметь решающее значение при выборе способа погребения.
< Пред. | След. > |
---|