Зачем перебивали надгробия в советскую эпоху?
Слово «перебивка» прочно ассоциируется с татуировками или крадеными машинами. Но в советскую эпоху перебивали и надгробия.
Известные некрополисты Маргарита Николаева и Елена Васильева изучают феномен перебивки надгробий независимо друг от друга уже не первый год. Их изыскания — это ценный материал для истории. В первые годы советской власти происходило много такого, о чем впоследствии пришлось пожалеть. Например, уничтожали кладбища, где были похоронены богатые, известные люди, а их склепы и надгробия зачастую были настоящими произведениями искусства, их создавали известные архитекторы. Камни и плиты, когда-то служившие памятью о людях, теперь разбросаны по городам, их даже использовали для строительства зданий.
Но надгробия использовали и по прямому назначению. Их забирали с чужих могил, чтобы поставить на новые, а надписи просто перебивали.
Почему перебивка надгробий в начале XX века была нормальным явлением?
После революции 1917 года в собственность советов перешли кладбищенские земли. Это означало, что они больше не принадлежали никому, и никакие законы мертвых не защищали. Конечно, родственники еще могли заявить свои права на захоронение, но, как правило, поскольку красивые надгробия и склепы принадлежали богатым семьям, эти люди либо находились в тюрьме, либо погибли, либо эмигрировали.
В 1920-30-е годы XX века, к тому же, активно боролись с христианством. Кладбища, принадлежавшие приходам, сносили. Иногда останки все-таки перезахоранивали, но, в основном, нет. Метрики, планы некрополей и прочие документы сгорели вместе с церквями, так что многие погосты до сих пор не нашли. Иногда их обнаруживают при проведении строительных работ.
Таким образом, множество дореволюционных памятников уцелели исключительно потому, что были украдены с уничтоженных впоследствии кладбищ и установлены на могилах советских граждан. Поэтому положительный момент в перебивке тоже был. Мы можем обнаружить надгробия людей, память о которых, казалось, утрачена навсегда. Некоторые позаимствованы с существующих ныне погостов, однако есть и такие, которые стояли на утраченных. В основном, их просто снимали, а потом продавали на черном рынке.
Как перебивали надгробные памятники?
Если прогуляться по территории старых кладбищ, таких, например, как Новодевичье, можно найти довольно странные надгробия. Они выглядят так, словно были собраны из разных частей, либо просто не вписываются в ту эпоху, в которую умерли люди, чьи останки захоронены в земле.
Например, Елена Васильева обнаружила на Малоохтинском кладбище в Петербурге памятник над могилой красноармейцев времен ВОВ. Нижняя часть выполнена в виде Голгофы, но на ней установлена колонна, увенчанная красной звездой. Надгробие на Новодевичьем кладбище, где покоятся двое детей, представляет собой постамент из черного камня, а на нем — что-то вроде купола из бетона.
Изначально на этих постаментах, очевидно, стояли кресты. На втором могла быть и статуя, скорее всего, в виде ангела. Однако советские люди не могли поставить на могилу близких надгробие с религиозной символикой, и ее убирали. Но без главных элементов памятники выглядели незавершенными, поэтому их нужно было чем-то дополнить. Не всегда это было удачное дополнение, так что они бросаются в глаза.
Проще было с протестантскими надгробиями. Протестанты не ставят крестов. Так что их памятники оставались практически неизменными. Маргарита Николаева нашла на Троицком кладбище могилу некоего Баранова, умершего в 1930-е годы, но надгробие было украдено с могилы врача на Волковском кладбище.
А что же надписи? Обычно их перебивали, именно поэтому феномен назвали так. Старые эпитафии, имена и даты убирали, на их месте появлялись новые. Иногда их просто закрывали табличками с именами. А бывало и так, что имена не убирали вовсе, если они не бросались в глаза. Внизу на постаменте надгробия на Новодевичьем Елена нашла полустертую надпись: имя и даты смерти женщины, на могиле которой памятник стоял до этого. Ей удалось выяснить, что она была похоронена вовсе не здесь, а на Серафимовском.
Надо сказать, что и кладбищенской землей советская власть распоряжалась вольно. У дворянских семей имелись не только склепы, но и семейные участки. Далеко не все могилы были заняты, так что в них хоронили умерших. Показательна в этом отношении могила поэта Александра Блока. Он покоится на семейно-родовом участке баронов, там до сих пор сохранились дореволюционная ограда и фундамент.
< Пред. | След. > |
---|