Японский лес самоубийц

17.03.2023

Невероятно живописный национальный парк Аокигахара притягивает потенциальных самоубийц, как огромный магнит, в буквальном смысле слова.

Густой лес с тысячелетней историей, раскинувшийся на площади почти в 3000 га, мог бы стать национальной гордостью Японии. Он находится у подножия вулкана Фудзи и привлекает любителей трекинга изобилием туристических маршрутов разной степени сложности. Но, к сожалению, чаще всего Аокигахара притягивает искателей острых ощущений и потенциальных самоубийц, а потому пользуется дурной славой. Власти Японии следят за тем, чтобы информация в СМИ и путеводителях была представлена обзорно, без лишних подробностей.

Лес, который питается смертью

В переводе с японского Аокигахара означает «лес синих деревьев». Почему деревья синие, не очень понятно, но это действительно уникальное место. В XI веке произошло извержение вулкана Фудзи. Лавовый поток затопил огромную территорию, обогатив почву железной рудой — теперь она настолько твердая, что даже корни деревьев не могут пробить ее. Из-за этого они выходят на поверхность и переплетаются между собой, отчего лес выглядит еще более жутко.

Удивительно, что на лавовом плато вообще что-то растет. Но деревья здесь высокие, как в мире Средиземья Дж.Р. Толкина. Люди, которые верят в магию, утверждают, что они питаются смертью.

Таким образом, лес самоубийц можно назвать огромным магнитом в прямом смысле слова. Здесь плохо работает компас, хотя не везде, на туристических тропах аномалий не наблюдается.

В лесу не поют птицы, густые кроны не пропускают свет, а из-за того, что он находится в низине, вокруг стоит мертвая тишина. Из фауны встречаются только дикие собаки, змеи и лисицы. Словом, антураж идеально подходит для самоубийства, а древние легенды, связанные с этим местом, только усиливают впечатление.

Легенды и призраки Аокигахары

Справедливости ради стоит сказать, что Аокигахара превратилась в лес смерти еще до того, как первый самоубийца свел здесь счеты с жизнью. Вплоть до XIX веке в Японии существовала жестокая традиция: если зима обещала быть голодной, детей и стариков, которых семья не могла прокормить, уводили в этот лес, где они и умирали.

Говорят, что крики и стоны умирающих не были слышны за стеной деревьев, но их души не нашли упокоения и теперь бродят по лесу в поисках новых жертв. Призраки самоубийц, называемые юрэй, также остаются на земле и ждут, когда на тропу выйдет очередной отчаявшийся человек, чтобы увести его за собой. Они являются путникам в виде полупрозрачных фигур с горящими, как уголья, глазами и длинными руками. Для потенциального самоубийцы подобная встреча ничем хорошим не заканчивается.

Сколько людей совершают самоубийство в лесу Аокигахара?

Официальной статистики самоубийств в лесу Аокигахара власти не предоставляют из опасений, что это вызовет новую волну суицидов. Известно, что в XX веке около 100 японцев ежегодно расставались жизнью в этом мрачном месте. Но, по словам местных жителей, сейчас таких случаев в год происходит не более 30.

Точные подсчеты невозможны, еще и потому что далеко не все тела находят. Как мы уже упоминали, в национальном парке проложены официальные трассы, однако те, кто ищет смерти, сходят с тропы и углубляются в ту часть леса, которая называется морем деревьев. В густых зарослях тело могут не найти никогда и, как утверждают в полицейском участке округа, большую часть обнаружить не удается.

Ежегодно команда спасателей и полицейских прочесывает лесной массив, собирая останки для дальнейшего захоронения. В основном, их уже невозможно опознать из-за сильного разложения, но относительно свежие тела иногда удается вернуть семье.

Почему японцы сводят счеты с жизнью в лесу самоубийц?

Самоубийства — огромная социальная проблема в Японии. В рейтинге развитых стран с самым высоким показателем суицидов она занимает второе место. Пик наблюдался в 2003 году, когда более 35 000 человек свели счеты с жизнью. В разгар пандемии коронавируса, в 2021 году, показатель был ниже — 21 000 зарегистрированных случаев, но это все равно неутешительная цифра.

По неофициальной статистике, большая часть самоубийц Аокигахары — мужчины. Но сюда приходят и женщины, и молодые люди, и даже школьники. Основной причиной для такого решения является буллинг, который очень распространен как в рабочих коллективах, так и в школах. Неугодных членов общества подвергают остракизму, что обусловлено культурой и менталитетом Японии. С этим пытаются бороться, однако пока сколько-нибудь значимых результатов незаметно.

Также количество суицидов в Аокигахаре увеличивается в периоды экономических и политических кризисов, так как люди теряют уверенность в завтрашнем дне. Многие сводят счеты с жизнью, погрязнув в долгах и кредитах.

Как правительство Японии пытается предотвращать суициды в лесу Аокигахара?

Конечно, правительство не может игнорировать мрачную славу леса самоубийц. Они бдительно следят за тем, что говорят об этом месте журналисты и блогеры, осуждая тех, кто воспевает суицид в Аокигахаре. Также власти пытаются бороться с ложным стереотипом о самоубийстве как части японской культуры.

Самураи лишали себя жизни, не потому что не хотели жить, а в наказание, либо по приказу, либо в знак верности господину, либо в тех случаях, когда была опорочена их честь. Ритуальные самоубийства — часть истории, но в наше время желание лишить себя жизни признается патологией.

В самом лесу установлены плакаты с призывами подумать еще раз, прежде чем совершить непоправимое, позвонить на горячую линию кризисной психологической помощи. Здесь даже есть номер компании, которая помогает разобраться с долгами. Также вдоль туристических троп установлены видеокамеры, но поставить их по всему лесу не представляется возможным.

Лес патрулируют волонтеры из числа местных жителей. За годы жизни в этих местах они уже научились отличать туристов и экстремалов от потенциальных самоубийц. Если на тропе замечают одиночку в подавленном настроении, волонтер подходит к нему и завязывает разговор. Обычно хватает одного вопроса о цели визита. Туристы сразу говорят, зачем пришли сюда, а вот ответы людей в депрессии туманны. Так что, вычислив возможного самоубийцу, волонтер выводит его из леса и звонит в полицию, либо спрашивает номер кого-то из родственников и сообщает ему.

В расположенных поблизости деревушках не продают ничего из того, что можно было бы использовать для самоубийства. Здесь нет ни веревок, ни смертельно опасных лекарств. Впрочем, это не мешает отчаявшимся людям приносить их с собой.

Все эти меры позволяют сократить число самоубийств, но они все равно происходят. Путешественникам не рекомендуется сходить с тропы, чтобы не наткнуться на тело среди деревьев.

< Пред.   След. >