Выставка личных вещей умерших на кладбище Гринвуд
Летом 2024 года на кладбище Гринвуд в Бруклине (США) открылась инсталляция «Стратегия выхода». Экспозиция собрана из личных вещей умерших людей.
Известный пианист Адам Тендлер начал работать над воплощением своей идеи после смерти отца. После него осталось много вещей, и музыкант задумался, какую роль они играют в жизни живых, как через эти артефакты сохраняется память об умерших. Эти вещи Тендлер называет «случайным наследством».
«Случайное наследство» как способ сохранения памяти о близких
Речь идет не о каких-то ценностях, не о произведениях искусства, украшениях или же коллекциях редкостей. Тендлер создал инсталляцию из самых обычных, повседневных предметов, которыми пользовался умерший, либо взаимодействовал с ними каким-то образом.
Все вещи действительно принадлежали ныне покойным людям. Тендлер собирал их в течение многих месяцев. Бруклинцы приносили их, делились личными историями, которые также стали частью инсталляции, как и музыка, написанная специально для нее.
В центре композиции — старое фортепиано. На крышку и вокруг инструмента пианист поместил все остальные предметы: видеокассеты, обувь, одежду, записки, фотографии, книги и т.д. Среди них выделяется морская ракушка, которую принесла преподаватель престижного университета. Это был подарок от ее студента, уже давно умершего от рака.
Работая над проектом, Тендлер хотел показать, как меняется отношение к обычным вещам после смерти человека — к одежде, обуви, мелочам, которыми он пользовался. Они действительно становятся своеобразным наследством, хотя и не имеют никакой материальной ценности. Через эти вещи, к которым прикасались руки умерших, члены семьи и друзья будто бы соприкасаются с самим человеком сквозь пространство. Предметы приобретают сакральный смысл и могут передаваться из поколения в поколение как доказательство того, что давно ушедшие люди действительно жили.
«Случайное наследство» в археологии
Интересно, что сохранение вещей умерших людей вовсе не новая практика. Дело не в том, что современные люди стали более сентиментальными. В древности артефакты, принадлежавшие покойным, тоже хранили. Например, в древнем Шотландском городе Броксмут (640 г. до н.э. — 210 г. н.э) между стенами домов были обнаружены костяные ложки и приспособления для измельчения зерна. Археологи предположили, что вещи могли принадлежать умершим, и их сохранили для того, чтобы не утратить связь с духами предков.
И это далеко не единственная находка. Все артефакты относятся к так называемым «проблемным вещам», то есть, это предметы обихода, которые родственники не будут использовать сами, но и выкинуть их так просто они не могут. Существует теория, что вещи, найденные в древних захоронениях, также могли быть помещены туда не только для того, чтобы на том свете умерший мог ими пользоваться. Таким образом от них избавлялись. С одной стороны, вещи не выкинули, с другой, их больше нет, и они никак не напоминают об утрате.
Такого мнения придерживается археолог Линдси Бюстер. В статье, опубликованной в журнале Antiquity, она рассказывает о многочисленных артефактах и предполагает, что и в древности люди могли испытывать после смерти близких те же эмоции, с которыми сталкиваемся и мы.
Не все коллеги поддерживают доктора Бюстер. Известно, что древние общества были примитивными, представления о смерти отличались от наших, соответственно, и переживали ее совсем иначе. Поэтому экстраполировать современный опыт на опыт прошлого не совсем корректно. Тем не менее, по мнению доктора Бюстер, существует определенный базис, и утрата остается утратой во все времена. По каким-то причинам люди не хотели избавляться от воспоминаний об умерших, и эта традиция до сих пор жива, хотя прошли уже сотни лет.
< Пред. | След. > |
---|