«Смертельный номер»: как переживают утрату в России?
Российский психолог Мария Кокова провела исследование, темой которого стало горе и способы его проживания в контексте российского менталитета. Его результаты она опубликовала в своей книге «Смертельный номер».
Исследование Марии Коковой необычно само по себе. В основном, информацию о том, как люди справляются с горем, мы получаем от зарубежных психологов. В Европе смерть исследуют давно, там говорить об этом нормально. Первые Death Cafe, группы поддержки, доулы смерти и паллиативные психологи появились именно там. И хотя их опыт крайне ценен для науки, они актуальны для западного менталитета. В России отношение к смерти совсем другое, о ней не принято говорить.
Вот почему социологический опрос, проведенный Марией, представляет интерес. Его результаты помогают пролить свет на то, как проживают горе в России, что помогает людям справиться с утратой, и как она влияет на их дальнейшую жизнь.
Немного о респондентах
Конечно, выборка Марии Коковой невелика, и в ней наблюдается гендерный перекос, так как 92% опрошенных составляют женщины. Но с учетом того, как мало российская психология уделяет внимания вопросам умирания, и эти данные очень ценны.
Из 200 опрошенных 41% относят себя к верующим, но не практикующим, и только 8% регулярно посещают церковь и соблюдают традиции. Остальные являются атеистами или агностиками.
Для большей части респондентов (65%) смерть была неожиданной, при этом 80% из них не находились рядом с близкими в момент, когда это случилось. Практически все (87%) присутствовали на похоронах, а 54% организовывали траурную церемонию.
Почти все опрошенные тем или иным образом поминают умерших близких, посещая их могилы (53%), устраивая поминки в памятных даты (38%), разговаривают с ними (36%), посвящают им свое творчество, делают татуировки или сажают деревья (25%), пишут письма покойным (11%) и даже устраивают спиритические сеансы (5%).
В анкетах, которые заполняли респонденты, можно было выбрать несколько ответов, так что они часто пересекаются. На некоторые вопросы ответы давали в свободной форме.
Что чувствуют люди, потерявшие близких?
Отвечая на вопрос: что такое смерть, большинство россиян говорят, что это конец или прекращение жизни, потеря и утрата. И уже здесь заметна разница менталитетов, так как большая часть европейцев рассматривает смерть как естественный процесс, нечто важное, завершающий этап. Россияне воспринимают утрату более негативно.
Говоря о своих чувствах после потери близкого, 67% ответили, что боль и горечь они ощущают до сих пор, 60% с вспоминают о них с тоской. Однако 66% опрошенных все же отметили, что иногда это светлые воспоминания, которые вызывают очень добрые и светлые чувства.
Смерть одного человека заставляет 51% опрошенных бояться за жизнь других людей из ближнего круга, но только 13% боятся умереть сами; 41% говорят о том, что после утраты их жизнь бесповоротно изменилась, а 37% чувствуют вину за то, что не смогли спасти дорогих людей. А вот облегчение испытывают немногие — всего 18%.
Из 200 человек 86% охарактеризовали свои отношения с умершим, как близкие, но при этом 47% сожалеют, что уделяли ему слишком мало времени, а 41% винят себя за невнимательность к ушедшим людям. Гораздо меньший процент винит покойных в том, что те мало с ними общались, не были искренни, и обижаются, что умершие бросили их одних.
Меняется ли жизнь людей после утраты?
Конечно, все зависит от того, насколько близкие отношения связывали человека с тем, кого он потерял. Но все-таки смерть, в основном, оказывает влияние на те или иные стороны жизни, а иногда — и на все сразу.
Интересно, что в финансовом плане большинство опрошенных ничего не потеряли, так как 85% из них не зависели от умершего материально. Хотя многие отмечали, что на похороны и связанные с ними расходы (например, репатриацию) была потрачена значительная часть семейного бюджета. Однако и улучшение материального достатка за счет наследства отметили только 8% респондентов. Россияне нечасто оставляют своим потомкам крупные суммы.
В Европе после смерти близких многие меняют место жительства, чтобы избавиться от тяжелых воспоминаний. Но в России это не принято. Большинство остаются в тех же домах и квартирах. Только 6% опрошенных переехали на другую квартиру, и 7% — в другой город.
Больше всего, как показал опрос, смерть влияет на отношения с окружающими. Люди болезненно воспринимают утрату некоторых социальных ролей (супруг, ребенок и т.д.), с этим столкнулись 34% опрошенных. Что касается взаимоотношений с членами семьи и друзьями, то у 37% респондентов они ухудшились. Возможно, на это повлиял тот факт, что 58% считают: их недостаточно поддерживали, не давали горевать, оставили один на один с горем, когда нужно было организовывать похороны. В то же время, 72% отмечают, что родственники находились рядом и поддерживали морально.
Как люди в России справляются с утратой?
Для россиян основным источником поддержки в дни утраты являются окружающие люди, так ответили более 50% опрошенных. Спасение в работе нашли 35%, и только 26% обратились к психологу. Здесь также стоит отметить, что обращение к психологу в Европе является обычной практикой, когда люди теряют близких, а вот разговоров по душам с друзьями и родственниками на Западе намного меньше. Также в России не пользуются большой популярностью группы поддержки — их посещали только 5%, тогда как религиозные организации помогли пережить горе 13% респондентам.
Однако, несмотря на поддержку социума, почти 60% переживши утрату не позволяли себе выражать эмоции. И это тоже связано с особенностями менталитета. В России скорбящих все еще часто «утешают» такими фразами, как «ты должен быть сильным», «время лечит», «возьми себя в руки», «подумай о детях (родителях)». Обесценивающие фразы часто не позволяют людям прожить горе в полной мере. Страх показаться слабым, уязвимым, заставляет прятать чувства. Таким образом, 50% респондентов пытались переключиться на что-то еще, 28% делали вид, что ничего не случилось, а 18% обесценивали собственные переживания.
Проживание горя для большинства опрошенных было сопряжено с гневом. Негативных чувств не испытывали только 38% из них. Остальные злились на себя, окружающих, врачей, судьбу, Бога и даже на самого умершего. Гнев — одна из стадий проживания горя, и тут следует сказать, что менталитет на этот механизм никак не влияет.
Мы привели только общие выдержки из книги, которая недавно вышла в издательстве «Бомбора». В этой работе можно найти больше статистических данных, а в целом, эта книга написана для тех, кто переживает утрату здесь и сейчас. Автор делится своими собственными методиками и наработками, которые помогут принять смерть.
< Пред. | След. > |
---|