Смерть VR: симуляторы смерти, которые помогают заглянуть за грань при жизни
Весной 2023 года в сети широко обсуждали симулятор смерти, разработанный Шоном Гладуэллом. Технология позволяет пережить околосмертный опыт или, если говорить научным языком, клиническую смерть.
Люди стараются держаться подальше от всего, что так или иначе связано со смертью, но эта тема притягивает так же сильно, как и отталкивает. Устоять перед возможностью заглянуть за грань крайне сложно. Ведь пугает именно неизвестность. Если ты знаешь, что ждет тебя по ту сторону, тревожность несколько ослабевает.
О том, чтобы воссоздать процесс умирания и то, что будет после, задумался не только австралийский художник Шон Гладуэлл, создавший симулятор смерти в дополненной реальности. Собственный проект предложили предприниматели из Шанхая — Дин Ру и Хуан Вэй-пин. Существует и российская разработка, которая была представлена на отраслевой выставке «Некрополь-2020».
«Прохождение электрических бурь» Шона Гладуэлла
В Австралии действует экспериментальный аттракцион для желающих пережить те же ощущения, которые испытывают люди во время клинической смерти. Разумеется, Шон взял за основу рассказы тех, кто сумел вернуться с того света, поэтому воссозданная в виртуальной реальности картинка весьма приблизительна. Однако люди, рискнувшие испытать изобретение, утверждают, что это был самый страшный опыт в их жизни.
Для начала участника эксперимента погружают в соответствующий антураж: комната, напоминающая больничную палату, медицинские койки, компьютеры, имитирующие оборудование, приглушенный свет. Когда человек ложится, его подключают к монитору, который напоминает настоящий кардиомонитор, а затем на пациента надевают очки дополненной реальности.
После этого он видит себя сверху, смотрит, как врачи борются за его жизнь, но их попытки оказываются безуспешными, и происходит остановка сердца. Затем сознание начинает отделяться, испытуемый ощущает себя вне тела и удаляется все дальше и дальше, пока, наконец, не оказывается в космосе, где переживает то самое ощущения эйфории, которое описывают реальные пациенты.
Больше всего людей пугает момент, когда они оказываются вне тела и теряют связь с ним. Свободный полет вызывает такой ужас, что многие прерывают эксперимент — для этого нужно просто поднять руку. Но самые стойкие доводят дело до конца и испытывают весь спектр эмоций.
Что происходит во время клинической смерти на самом деле?
После клинической смерти выживает лишь каждый десятый пациент реанимации, и только 3-4% из них возвращаются к полноценной жизни. Дело в том, что уже через 3-6 минут клетки мозга начинают умирать от гипоксии, которая возникает после остановки сердца. Нейроны гибнут очень быстро, так что 6-7% людей, переживших клиническую смерть, навсегда остаются в вегетативном состоянии.
Но те, кому удалось восстановиться и рассказать о своем опыте, действительно ярко и эмоционально описывают околосмертные переживания. Как правило, они видят себя сверху, после чего попадают в темный тоннель и движутся к свету. Для некоторых это путешествие заканчивается именно там. Другие рассказывают о невероятной красоте, божественном свете и райском блаженстве.
Последние исследования показывают, что все эти переживания связаны с судорожной активностью в участках мозга, которые отвечают за восприятие зрительных образов. Иными словами, умирающие видят галлюцинации. К такому выводу пришли ученые из Мичиганского университета, проведя суточный мониторинг ЭЭГ умирающих пациентов на ИВЛ.
Судя по всему, именно гамма-ритмы, зафиксированные в ходе эксперимента, делают околосмертные переживания такими яркими. Пациенты испытывают эйфорию, а также утрачивают представление о времени и пространстве. Это, кстати, объясняет, почему рассказы абсолютно разных людей, принадлежащих к разным народам и конфессиям, совпадают.
«Игровой симулятор смерти» Дина Ру и Хуана Вэй-пина
Аттракцион, запущенный в Шанхае двумя предпринимателями, которые занимаются паллиативной психологией, преследует иную цель — заставить людей переосмыслить свою жизнь. Игра чем-то напоминает психотерапевтические похороны заживо, только здесь используются высокие технологии.
В ролевой игре участвует группа людей. Сценарии могут быть разными, но итог у всех один — кто-то из игроков окажется приговорен к смертной казни. Пока решается судьба осужденного, он находится в темной комнате со звукоизоляцией и может испытать те же чувства, которые переживают смертники в ожидании исполнения приговора. Затем, если другие участники все же решаются «убить» его, он «умирает» и попадает на ленту, которая доставляет его в виртуальную кремационную печь. За счет горячего воздуха и визуальных эффектов в капсуле воссоздается процесс сожжения тела. Далее лента отвозит «умершего» в другую капсулу, имитирующую материнскую утробу, из которой он возрождается.
Реакция игроков на происходящее бывает разной. Кто-то из них испытывает ужас, а кто-то — любопытство. Но все говорят о том, что соприкосновение со смертью помогает переосмыслить жизнь. Ведь пока ты ждешь приговора в камере смертников, лежишь на ленте и присутствуешь при собственной кремации, многое встает на места.
Дин Ру и Хуан Вэй-пин придумали этот аттракцион, наблюдая за своими клиентами с неизлечимыми заболеваниями. Видя страх и растерянность паллиативных пациентов и их родных, они решили, что было бы неплохо заранее готовить людей к тому, что их ждет. Близость смерти, пусть и не настоящей, помогает найти жизненные ориентиры и правильно расставить приоритеты. Тогда, считают создатели аттракциона, люди смогут подойти к завершению жизни осознанно.
Отпевание в виртуальной реальности
Похожий опыт смогли испытать и посетители отраслевой выставки «Некрополь» в 2020 году. Российская разработка также основана на технологии виртуальной реальности, но здесь акцент сделали не на саму смерть или похороны, а на религиозный обряд.
Желающие ложились в настоящий гроб, надевали очки виртуальной реальности, а потом могли поприсутствовать на собственном отпевании. Картинка была пугающей, так как участники аттракциона слышали, как над ними читают заупокойную молитву. А чуть поодаль стояли немного размытые фигуры, имитирующие родственников, друзей и близких. Лежащий в гробу человек мог слышать их горький плач.
Те, кто рискнул попробовать полежать в гробу на виртуальных похоронах, говорили, что это было интересно, но повторять такой опыт они бы не хотели. Большинству было тяжело слышать плач родственников и не иметь возможности успокоить их.
Российский симулятор не был создан в терапевтических целях. Его представили в качестве необычного аттракциона для привлечение посетителей к стенду. Дальнейшее его использование не планировалось.
< Пред. | След. > |
---|