Смерть на православных иконах
На православных иконах обычно изображают Иисуса и Божью Матерь, Троицу, лики Святых. Но мало кто знает, что на древних иконах присутствовал еще один персонаж — Смерть.
Впервые художники начали изображать Смерть на лубках. Лубок — это вид народного творчества, примитивные иллюстрации с понятным простому человеку сюжетом. Такие картинки продавали на ярмарках. Довольно часто на лубках изображали религиозные сцены. А поскольку настоящие иконы тогда купить было невозможно (они стоили огромных денег, их писали на заказ, и, по большей части, хранились они в церквях и монастырях), верующие приобретали то, что было доступно. Но художники-лубочники шли дальше, чем традиционные иконописцы, и снабжали изображения дополнительными деталями, делая их поучительными.
Ванитас — предтеча появления Смерти на русских иконах
Ванитас — жанр барочной живописи, который получил распространение в Голландии, Франции, Испании и Фландрии в XVI-XVII вв. Название на русский переводится буквально, как «суета» или «тщеславие». В основном это были натюрморты, в центре которых всегда помещали человеческий череп. Хотя были и портреты-ванитас, которые представляли собой не самое аппетитное зрелище. Эти картины несли дидактическую нагрузку, напоминая живым о бренности существования, о том, что все богатства мира ничего не стоят, ведь смерть заберет их вместе с телом. Они заставляли задуматься о душе, о праведной жизни. Но, пожалуй, на взгляд современного человека, ванитас выглядит довольно безысходно и депрессивно.
Российские лубочники переняли у западных коллег основы жанра, но интерпретировали его по-своему. Первой иконой такого рода, появившейся на Руси, стала «Бренная жизнь».
Она изображает девушку, стоящую на крышке гроба. Вокруг нее — роскошный альков, на столике лежат различные богатства: золото, корона. Сзади к девице подкрадывается Смерть в образе скелета с косой. И на все это сверху взирает Всемогущий Бог. В руках девушка держит грамоту, на которой написаны следующие слова:
«Смертный человек: бойся Того, кто над тобою. Не надейся на то, что пред тобою. Не уйдешь от того, кто за тобою. Не минешь того, что под тобою».
Благодаря этому пояснению, люди легко понимали смысл лубочной иконы. Прежде всего, человек должен бояться за свою душу, ведь она предстанет перед Господом, и Он будет судить ее под делам. Богатства земные, сколько бы их ни было, его не спасут. От смерти, что стоит за спиной, уйти нельзя, и от могилы (гроба) никто не властен убежать.
Переосмысление жанра ванитас русскими иконописцами в разные эпохи
«Бренная жизнь» была первой. Но за ней последовали и другие иконы. Сначала их просто перерисовывали с европейских оригиналов, даже не меняя название.
Например, широко известна икона «Египетский царь Птолемей Филадельф с черепом» XVIII века. На картине присутствуют все типичные для ванитас символы смерти: череп, гроб, увядающий букет. Подпись под иконой гласит: «Человече, помни смертный час». А ниже приводится текст популярной в те годы притчи о том, как душа разлучается с телом.
В более поздние годы русские иконописцы стали обыгрывать иностранные сюжеты, не просто копируя их, а добавляя собственные детали, а значит — и смыслы. Так, Симон Ушаков взял за основу «Бренную жизнь». Однако в центре ее уже не девушка, а юноша. Столик украшен изображениями русалок, которые символизируют соблазн. На столе лежат не только сокровища, но еще и игральные кости и награды — символы грехов алчности и гордыни, а также принадлежности для письма, символизирующие тщеславие. Юноша уже не держит в руках свиток, он развел руки в стороны, как бы указывая на два пути — путь праведника и путь грешника. А надпись, которая была на свитке, перенесена под картину.
На Украине в XVII веке появилось интересное изображение, идея которого взята с французской иконы-ванитас, но тоже переосмыслена. Здесь изображено Древо Жизни. Слева на зеленых ветвях сидит девушка, держащая яства в руках, а музыкант услаждает ее слух музыкой — это праведница; справа — на голых ветвях примостилась грешница с пустыми кубками, которая тянет руки в надежде на прощение и искупление. Древо топором рубит смерть, а с другой стороны на ветвях висит колокол, в которой звонит Иисус Христос, призывая смертных подумать о душе. Рядом на коленях перед Богородицей стоит человек и просит заступничества. Во Французском варианте Богородица отсутствует. Идея заступничества Божьей Матери перед Богом характерна для православия.
На Русском Севере в XVII-XVIII вв. стали появляться и собственные сюжеты. Например, сказ об Анике-воине, воине Жизни, который пытался совладать со Смертью, но был повержен. Ибо никто не может устоять перед ней.
Смерть с аркебузой: откуда у Всадника огнестрельное оружие?
Интересна эволюции орудий, с которыми Смерть приходит собирать жатву. На первых иконах это была традиционная коса. Но на более поздних можно увидеть довольно странные варианты. Так, на упоминавшейся выше северной иконе, иллюстрирующей рассказ об Анике-воине, за спиной у Костлявой можно увидеть котомку с целым набором пыточных орудий. Молотки, топоры, копья и стрелы предназначались для грешников, которых Смерть наказывала за их грехи.
Но встречаются и более удивительные варианты, которые могут показаться анахронизмами. На некоторых иконах Смерть изображали с огнестрельным оружием в руках. Например, на лубочных иллюстрациях Апокалипсиса XVI века Смерть появляется с целым арсеналом: луком, топором, охотничьим рожком и пищалью.
Огнестрельное оружие держала в руках не только Смерть. На обложке книги «О Граде Божьем» авторства Аврелия Августина (V в.) демон стреляет в ангела из аркебузы. А на гравюре XV в. «Небесная сокровищница» ангелы палят в демонов из пушек.
Откуда у религиозных персонажей взялось огнестрельное оружие? На самом деле, оно появилось раньше, чем многие думают. Китайцы использовали огнестрельное оружие с X века, а в XVI веке оно уже распространилось по всей Европе. Правда, это все-таки не объясняет, откуда взялась аркебуза на иллюстрации V века. Но, возможно, какие-то прототипы существовали уже в те времена.
Предназначение икон-ванитас
Все перечисленные выше изображения официально относятся к иконографии. Однако они служили все-таки немного иным целям, чем классические иконы с ликами Святых и Иисуса. На них не молились. Люди приобретали эти изображения, чтобы размышлять над ними в свободную минуту. Иконы со Смертью рассказывали поучительные истории, напоминали о бренности жизни, о ее скоротечности и о важности соблюдения Заповедей. Иными словами, это дидактическая иконография. Однако она занимает важное место в истории искусства и религии, так же, как и другие лубочные изображения, навсегда запечатлевшие реалии ушедших эпох.
< Пред. | След. > |
---|