Сати — жестокий погребальный обряд индусов

07.04.2022

Сати — это публичное самосожжение вдовы на погребальном костре вместе с мужем, практикуемое в Индии.

Варварский ритуал осуждают европейцы, он уже много веков запрещен законом. Тем не менее, с начала 2000-х годов в стране было зарегистрировано четыре случая сати. И как бы с ним ни боролись, социальная система, сложившаяся в Индии, препятствует искоренению страшного обряда.

Как проводится ритуал сати?

Вдова совершает самосожжение на второй день, когда предают огню тело ее мужа. Супругов обряжают в праздничные одежды, богато украшенные, даже если они относятся к низкой касте. Женщина всходит на помост, где дожидается жену умерший. Над ними проводят обряд посмертного бракосочетания, затем — погребальную церемонию, и, наконец, костер поджигают.

В каждом регионе исторически были свои нюансы проведения ритуала. В некоторых — вдова сама должна была поджечь хворост. В других — ждала, когда пламя поднимется достаточно высоко, и бросалась в огонь.

Интересно, что больше всего сати был распространен среди представителей высших каст. А вот низшие прибегали к нему в исключительных случаях или проводили символически: вдова участвовала в церемонии бракосочетания, а потом спускалась с помоста. Но участь богатых женщин была незавидна. Если они не соглашались пожертвовать жизнью добровольно, родственники мужа связывали их и насильно бросали в костер.

Роковая ошибка переводчика?

Сторонники сати аргументируют свою позицию тем, что самосожжение вдов предписано священными текстами. Также, говорят они, исторические факты указывают на то, что практика существовала еще во времена Александра Великого. Однако большинство исследователей не согласны с этим.

Во-первых, в Ведах никаких упоминаний об этом нет. Более того, самоубийство считается одним из самых страшных грехов.

Во-вторых, ритуал получил название в честь богини Сати: она погибла, не выдержав пыток, которым жестокий отец подверг ее возлюбленного Шиву. Но в тексте предания не говорится напрямую, что она сгорела на костре.

В-третьих, записки историка Аристобула Кассандрейского, на которые также ссылаются поборники сати, нельзя считать истиной в последней инстанции. Он был иностранцем и мог неверно интерпретировать то, что видел.

Но почему же, в таком случае, индусы апеллируют к священным текстам? Ученые склоняются к версии, что имела место роковая ошибка переводчика. Описание погребального обряда в священных книгах действительно есть. Но они написаны на санскрите. А в этом языке есть два очень похожих по написанию слова, но одно означает «дом», а другое — «костер». Скорее всего, предполагалось, что овдовевшая женщина должна вернуться в свой дом, в свою семью, а вовсе не покончить с собой.

Законодательный запрет на проведение сати

Сати стали широко практиковать в V в. н.э., и в течение пятисот лет тысячи женщин погибли в огне. Но завоевателей и колонистов шокировал страшный языческий обряд, и уже в X в. появились первые законодательные запреты на его проведение.

Так, хан Великой Монгольской Империи Акбар I повелел всячески удерживать вдов от самоубийства, даже если они сами желают взойти на костер. Полностью запретить ритуал он не решился, но потребовал, чтобы женщине позволили сначала отойти от горя, а после принять взвешенное решение. И принуждение к сати строго каралось.

Когда в XVIII в. Индия стала британской колонией, в течение 30 лет обычай пытались искоренить. Но, как это ни удивительно, индусы возмутились этим и даже устроили несколько восстаний в 1832 году. Правившая в ту эпоху королева Виктория вынуждена была прислушаться к местному населению. Сати вновь разрешили, но только при условии, что вдова — совершеннолетняя и приняла это решение по собственной воле.

Трагедия «белых вдов»

Кажется странным, почему индусы так защищают кровавый обряд? Ведь он идет в разрез с современными принципами гуманизма. Но культурные особенности этой страны таковы, что многие женщины действительно считают за благо умереть на костре, нежели остаться вдовами.

Семьи не спешат принимать их обратно, чаще всего — выгоняют из дома, и это никак не порицается обществом. Считается, что вдовы приносят несчастья, даже на их тень нельзя наступать. Так что женщины, как правило, оказываются на улице и перебиваются подаяниями. Но прохожие очень неохотно подают им милостыню

Кроме того, на них налагается огромное количество запретов. Они должны всю жизнь носить белое сари в любую погоду, им нельзя надевать украшения, петь, веселиться, танцевать и вообще радоваться. Рацион вдовы весьма скуден — одна тарелка несоленого риса в день, другие продукты и сладости исключены. Не удивительно, что, оказавшись в таком положении, женщины предпочитают самосожжение.

Сати в XXI веке

За последние годы положение вдов в Индии нисколько не улучшилось. Сати проводится до сих пор, несмотря на категорический запрет властей. Так, его регулярно нарушают в штате Раджастан.

Согласно статистике, с 1943 по 1987 год тридцать женщин сгорели заживо на погребальных кострах. Последней стала восемнадцатилетняя Руп Канвар. Случай был очень резонансным. И именно он побудил власть имущих запретить обряд. Но при этом они никак не попытались изменить существующие традиции и признать вдов равноправными членами общества. Разумеется, перспектива стать изгоем, пугает многих женщин, особенно — молодых. Ведь в Индии распространены неравные браки, и порой разница в возрасте между супругами может достигать 20-30 лет. А поскольку медицина в стране доступна далеко не всем, риск овдоветь возрастает в разы.

Вот почему запреты не могут полностью искоренить жестокий погребальный обряд. И он будет практиковаться до тех пор, пока положение вещей не изменится в лучшую сторону.

< Пред.   След. >