Сани в похоронном деле прошлого и настоящего

10.12.2021

Сани использовали в качестве ритуального транспорта задолго до появления автокатафалков и продолжают использовать в районах Крайнего Севера.

Погребальные сани славяне называли волокушами. Их использовали исключительно для перевозки мертвых. Некоторые были одноразовыми, а на других могли перевозить десятки мертвых. Благодаря последнему обстоятельству, древние волокуши дожили до наших дней и теперь экспонируются в музеях.

Древнеславянское погребение на санях

Древние славяне верили, что мертвые уходят в некий мир, который во всем похож на земной. А потому в гроб покойному клали все необходимые вещи. Если это был мужчина: охотничьи орудия, конскую упряжь; если женщина: серпы, зерно, предметы для рукоделия.

Волокуши запрягали либо волами, либо необъезженными конями. Считалось, что объезженные животные, которые знают хозяев и дорогу домой, могут помочь покойнику вернуться.

Гроб устанавливали на сани. И отвозили на место погребения. У славян были распространены и кремация, и погребение в землю, в зависимости от региона, климатических условий, наличия свободных территорий и т.д.

Если покойника кремировали, то обычно сжигали вместе с санями. Но был так же и другой обряд: сломать сани пополам, а на костре кремировать только гроб.

Часто по дороге к месту погребения на санях сидела так же жена покойного. Это отголосок более ранней традиции принесения супруги в жертву вместе с мужем.

Надо сказать, что не все покойники удостаивались такой чести, чтобы их везли на санях. Обычно так хоронили людей уважаемых, умерших в глубокой старости или тех, кто долго и тяжело болел перед смертью. Остальных несли на руках. Но так было не везде, во многих деревнях ни статус, ни возраст, ни причина смерти роли не играли.

С приходом христианства на санях привозили сначала в церковь, а потом на кладбище. Иногда переносили в храм для отпевания, иногда оставляли прямо на повозке.

После похорон сани уносили подальше от погоста и переворачивали полозьями вверх, чтобы они «смотрели» в сторону могилы. Это также делалось из предосторожности: покойник попытается вернуться, увидит перевернутые сани и уйдет назад на кладбище.

Вплоть до начала XX века в глубинке можно было увидеть такую похоронную процессию: впереди послушники несут хоругви, за ними с молитвой следует священник, позади него едут сани, а следом идут родственники и соседи. Но с появлением автомобилей в большинстве регионов сани использовать перестали.

Использование саней в современных ритуальных практиках

Сани до сих пор используют коренные народы, живущие в районах Вечной Мерзлоты, например, в Якутии. Хотя, конечно, такие катафалки актуальны только для отдаленных деревень или стоянок оленеводов. В больших городах для этой цели есть машины.

Северные похороны обычно сопровождаются ритуальными жертвоприношениями. Кровью жертвенных оленей окропляют место погребения (как правило, покойных кремируют), а мясо животных жарят и угощают гостей. Здесь также сохранилась традиция разламывать или сжигать сани. Также раньше было принято сжигать и юрту, и все вещи умершего. Но сейчас так почти не делают, потому что многие вещи имеют материальную ценность и переходят по наследству.

Также в некоторых старообрядческих общинах и на отдаленных украинских хуторах все еще используют волокуши для перевозки тела. Но все равно на смену им постепенно приходят автокатафалки. А уцелевших до наших дней раритеты занимают место в краеведческих музеях и музеях погребальной культуры.

< Пред.   След. >