Резные кресты на кладбище Яун в Швейцарии

08.12.2023

Резные кресты, которые изготавливают в швейцарской деревушке Яун, можно увидеть не только на местном кладбище, но и в других регионах страны и даже за границей.

Скромный деревенский погост прославился на всю Швейцарию благодаря уникальным резным крестам с распятиями и барельефами. Каждый крест рассказывает историю о жизни умершего, а изображения Христа не повторяются.

Резные кресты Вальтера Котье

Вальтеру Котье было 27 лет, когда умер его дед. Семья жила в нищете, и денег на то, чтобы заказать памятник, у них не было. Однако Вальтер работал столяром, а потому решил сделать крест для пожилого родственника самостоятельно. На первом плане он поместил фигуру распятого Христа, а за ней — барельеф, рассказывающий о жизни деда. Это было в 1948 году.

Крест получился таким красивым, что другие селяне тоже стали обращаться к Котье с просьбой вырезать что-то подобное для могил близких. Постепенно Котье стал очень известным и уважаемым мастером. А администрация кладбища постановила, что все кресты должны выглядеть именно так. Стиль автора был узнаваемым — фигура Иисуса и барельеф с трудовой биографией умершего. Изображения Христа всегда были очень разными, как и барельефы с тщательно продуманными деталями.

Так, например, на кладбище можно увидеть крест на могиле сапожника, который, судя по изображению ангела, играющего на музыкальном инструменте, был меломаном. В дереве увековечены швея, заядлый походник с горными лыжами, машинист в кабине локомотива, пожилая дама с кошкой и другие люди, когда-то жившие в Яуне.

Последний крест, вырезанный Котье, установлен на могиле 20-летнего юноши, который скончался от муковисцидоза. Молодой человек изображен в поле и держит в руках пшеничные колосья и цветок мака со сломанным стеблем — символ преждевременной кончины. А вот крест для собственной могилы Вальтер доделать не успел. Он вырезал только фигуру Христа, а барельеф, на котором столяр запечатлен на рыбалке и с резцом в руках в своей мастерской, уже вырезал его преемник.

Преемник гения

Котье ушел из жизни в 1995 году. Но, к счастью, его дальний родственник продолжает дело мастера. Собственно, Рейнольд Бошунг тоже пришел к мастерству случайно и по той же причине: у семьи не оказалось достаточно средств, так что крест для тестя ему пришлось вырезать самостоятельно. Это случилось в 1988 году, и Котье согласился, чтобы двоюродный племянник представил свою работу. Позже они начали работать в мастерской вместе.

Однако Рейнольду пришлось изменить традиции. Он занимается только барельефами, а Распятия закупает в Италии. Кресты из Яуна пользуются огромным спросом, как в регионе, так и за его пределами, заказы поступают и из Европы. Но вырезать Христа на каждом мастер не может, так как всего на один сантиметр требуется 30-40 часов. А высота Распятия составляет 40 сантиметров. Справиться с потоком заказов будет невозможно, стоимость одного креста вырастет в разы, и их просто не будут покупать.

В остальном, конечно, Бошунг не отступает от завещания Котье. Он также использует сосну, так как это очень красивый и податливый материал. И также прорабатывает все детали барельефов. Мастера несколько огорчает тот факт, что в Яуне нет молодых людей, которые могли бы принять у него эстафету, но он верит, что преемник однажды все-таки найдется. Это довольно прибыльный бизнес.

Бошунгу сейчас за шестьдесят, и он уже создал крест для собственной могилы. Для своего барельефа он выбрал сцену охоты, так как это его основное увлечение. А на другой половине будет скульптор. По какой-то причине Бошунг не хочет увековечивать себя как столяра.

Впрочем, и Котье здесь не считают обычным столяром. На кладбище ему посвящена целая экспозиция: информационный стенд с фото и биографией мастера, а также его двенадцать крестов, которые отражают творческий путь. Местные жители называют Вальтера Котье не иначе, как художником, а кладбище уже давно превратилось в музей деревянного зодчества под открытым небом. Для туристов здесь проводятся экскурсии.

< Пред.   След. >