Почему в Швейцарии запретили использовать капсулы для эвтаназии?

11.10.2024

Капсулы для эвтаназии Sarco оказались в центре скандала осенью 2024 года. Власти нескольких кантонов Швейцарии объявили их вне закона. Что не так с изобретением?

«Капсулы смерти» активного сторонника эвтаназии Филипа Ничке позиционируются как средство для легкого и безболезненного ухода из жизни. Но, хотя эвтаназия давно легализована в Швейцарии, медицинское сообщество выступает против применения капсул Sarco.

Как работает капсула Sarco?

Описанный принцип работы выглядит очень привлекательно. Пациента помещают в капсулу с прозрачной крышкой. Внутри находится кнопка, которую он нажимает, когда чувствует, что готов уйти. После нажатия кнопки капсула заполняется азотом, уровень кислорода быстро снижается, пациент при этом ощущает легкую эйфорию и умирает безболезненно.

Капсулу не обязательно использовать в стенах клиники, ее можно поставить дома или на природе, например, в том месте, где человек больше всего любил бывать. Родные и друзья могут присутствовать, но если пациент выбирает одинокий уход, в капсуле есть мультимедийный экран для просмотра фото и видео.

Летом 2024 года компания Exit International анонсировала создание двойной капсулы для дуоэвтаназии, к которой иногда прибегают супруги в разных странах мира. Запрос на ее использование уже поступил из Великобритании. Что касается обычной капсулы, Филип Ничке запланировал ее использование на осень 2024 года, и, судя по всему, ее уже использовали, чтобы помочь уйти из жизни 64-летней тяжелобольной женщине из США. Но по факту смерти пациентки возбудили уголовное дело, так как использование Sarco в стране противоречит законодательству.

Почему же медицинское сообщество в одной из самых либеральных стран выступает против использования «капсул смерти», если они делают смерть настолько легкой?

Почему врачи в Швейцарии не одобряют использование капсул Sarco?

Правомерность использования капсул для эвтаназии ставят под сомнение как врачи, так и правозащитные организации. Главный аргумент противников Sarco — капсулы не являются медицинским оборудованием. Их не испытывали, и работают ли они так, как обещает Exit International, неизвестно.

Применение «капсул смерти» противоречит сразу двум Федеральным законам — «О безопасности промышленной продукции» и «О порядке защиты от опасных химических средств и соединений». С точки зрения первого закона, капсулы Sarco не относятся к медицинским приборам, не классифицированы и не сертифицированы. С точки зрения второго, использование азота для эвтаназии не разрешено.

Эвтаназию в Швейцарии осуществляют с помощью другого препарата, на него нужно получать специальный рецепт. На азот рецепт не требуется.

Медики видят опасность и в том, что для проведения эвтаназии с помощью капсулы Sarco не требуется присутствие врача. Участие медицинских работников в процедуре крайне важно. Они оценивают состояние пациента и сопровождают его на всех этапах. Только врач может дать заключение о том, что состояние уже не улучшится, а боль не получится купировать с помощью медикаментов, либо определить, насколько ухудшит качество жизни наступившая инвалидность. Старейшая в Швейцарии организация Exit, которая не имеет отношения к Exit International, подходит к вопросу фундаментально — без соответствующих медицинских документов эвтаназия невозможно. Доктор Ничке считает, что достаточно справки от психиатра, и такой подход может привести к тому, что Sarco будут использовать даже в тех случаях, когда пациенту еще можно помочь.

Наконец, правозащитники считают, что помещать человека в капсулу, чтобы там он умирал в одиночестве, не имея возможности подержать за руку или обнять близких, негуманно и не этично. Согласно социологическим опросам, родственники пациентов хотят контактировать с ними в момент смерти.

Что ждет создателей капсулы Sarco?

Осенью 2024 года в СМИ появились противоречивые сообщения о том, что капсула Sarco уже была использована в кантоне Шаффхаузен, где ее успели объявить вне закона. Уверенности в том, что это произошло, у журналистов не было. Некоторые издания писали, что 64-летняя американка хотела воспользоваться капсулой, но ей отказали, и она обратилась в другую компанию, деятельность которой легальна. Однако Exit International официально объявили на пресс-конференции, что Sarco уже была использована, и гражданка США действительно стала первым пациентом, покончившим с собой с ее помощью.

Рядом с пациенткой находился представитель компании. По его словам, женщина умерла легко и достойно, но других свидетелей не было, и определить, так ли это на самом деле, предстоит полиции. Тело пациентки отправили на судебно-медицинскую экспертизу. Если эксперты докажут, что она умерла от асфиксии, Exit International привлекут к уголовной ответственности.

Дело уже открыто, несколько фигурантов арестованы, но их имена неизвестны. Пока подозреваемым вменяется подстрекательство и пособничество самоубийству. Филип Ничке обвинения не признает. Он утверждает, что его изобретение помогает сделать процедуру менее формальной и более личной, именно потому что врачи не участвуют в эвтаназии. Никакой материальной заинтересованности у его организации тоже нет. Использование капсулы бесплатно, пациент должен оплатить только азот — примерно 18 франков.

В то же время, сторонники эвтаназии опасаются, что громкий процесс может привести к ужесточению законодательства, и тогда получить разрешение на добровольный уход из жизни станет сложнее.

< Пред.   След. >