Операция дезинформация

10.06.2015
обновлено 13.12.2022

Значительная часть сайтов, предлагающих ритуальные услуги, не имеет ничего общего с реальностью.

Как гласит известное выражение, «бумага все стерпит». Благодаря современным технологиям, в роли глобального листа бумаги теперь выступает интернет. Без страницы в интернете уже не мыслит себя ни один «продвинутый» бизнес. Так виртуальное пространство стало достойной средой для представления вполне материальных интересов. Однако оборотной стороной медали оказалось появление псевдо-компаний, для которых интернет-страница – не способ прорекламировать свои услуги, а единственный весомый актив. При этом актив сомнительный, так как информация, представленная на сайте, не соответствует действительности.

По запросу «ритуальные услуги в Москве» поисковая система «Яндекс» выдает 3 миллиона ответов. При этом первые несколько десятков страниц занимает информация о сайтах компаний, предоставляющих похоронные услуги. Может показаться, что выбор похоронных бюро Москвы весьма широк, однако при более тщательном рассмотрении «всплывают» довольно противоречивые факты. Журналисты «Московского справочника ритуальных услуг» задались целью составить список признаков, по которым можно определить сайт недобросовестной ритуальной службы. Поводом к собственному расследованию стал довольно нелепый случай, о котором сообщили журналистам в похоронном предприятии ЗАО «Ритуал».

Название компании

В первую очередь, стоит обратить внимание на название компании. Одним из самых распространенных приемов введения заказчика в заблуждение является громкое название с включением слова «государственный» или «специализированный».

Так, на многих сайтах ритуальных служб можно увидеть название «специализированная служба по вопросам похоронного дела города Москвы». На первый взгляд, данное название вполне закономерно, если бы не одно «но». Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела может быть предоставлен исключительно по результатам конкурса, проведенного Правительством Москвы с обязательным привлечением капитала города Москвы (от 15 до 50%). Присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела реализуется соответствующим постановлением Правительства г. Москвы. В настоящее время список подобных компаний, получивших данный статус, ограничен и не пополняется. Названия ныне действующих специализированных служб по вопросам похоронного дела вы можете найти в рубрике «Ритуальные службы». Поэтому если вы не нашли заявленную компанию в списке специализированных служб – это повод задуматься о целесообразности сотрудничества с данной службой.

Второй распространенной уловкой, которая, тем не менее, действует безотказно, является размещение слова «государственный» и окологосударственных аббревиатур в названии компании либо в описании ее услуг. Здесь стоит прояснить, что имеется в виду под словом «государственный», и стоит ли этому верить.

Вышеозначенные специализированные службы по вопросам похоронного дела были созданы по постановлению и при поддержке капитала города Москвы. Этот факт предоставил компаниям право называть себя государственными. Подобный статус также предоставил упомянутым компаниям право организовывать похороны на безвозмездной основе (ритуальная служба организует бесплатные похороны в пределах размера соцпособия на погребение; впоследствии эти затраты компенсируются ритуальной службе из бюджета города). Так как в данный момент список подобных специализированных служб не пополняется, то остальные ритуальные службы вводят заказчиков в заблуждение, называя свою компанию государственной.

То же самое касается эпитета «государственный», используемого при описании расценок на ритуальные услуги. Необходимо знать, что единых государственных цен на ритуальные услуги не существует (кроме перечня ритуальных услуг, предоставляемых на безвозмездной основе по стоимости равных размеру соцпособия на погребение). Заказывая услуги у разных специализированных служб по вопросам похоронного дела, можно получить совершенно разные суммы, хотя все эти компании считаются государственными.

При этом важно отметить, что сотрудничество с государственными и частными ритуальными службами (если речь не идет о похоронах на безвозмездной основе) основывается на одних и тех же законодательных нормах. В большинстве случаев нет разницы, в какую компанию – государственную или частную – обратился заказчик. Принцип работы похоронных организаций один и тот же. Как к государственным, так и к частным компаниям предъявляются одни и те же требования, обозначенные в законодательной базе РФ для участников похоронной сферы услуг. Более того, сотрудничество с благонадежной частной компанией в большинстве случаев имеет весомые преимущества. В первую очередь, речь идет о более низкой стоимости ритуальных товаров и услуг (частным компаниям труднее выжить, конкуренция более жесткая) при их высоком качестве.

Резюмируя вышесказанное, мы еще раз призываем родственников покойного обращать внимание на название компании.

С особой осторожностью нужно относиться к:

  • т.н. «специализированным службам по вопросам похоронного дела», которые затрудняются назвать номер постановления, которым была утверждена их служба,
  • к «государственным ритуальным службам Москвы», которые при этом не имеют статуса специализированных.

Контакты

Как правило, заказчика интересует исключительно телефон ритуальной службы, так как для оформления заказа ритуальный агент выезжает на дом. Тем не менее, полное название компании, а также физический и юридический адреса (и тем более их отсутствие) заслуживают отдельного внимания.

Прежде чем звонить в выбранную ритуальную службу, проведите пятиминутное расследование: введите в строку поиска полное название компании и указанный адрес (если полное название компании отсутствует, это повод для отказа от услуг данной службы). В интернете существует огромное количество баз данных юридических лиц, основанных на информации Федеральной налоговой службы. Если название и адрес организации встречаются исключительно на сайте похоронной службы – можно с уверенностью говорить о том, что компания не является юридически зарегистрированной.

О добросовестности службы свидетельствует степень открытия сведений о компании. Эталонным можно считать указание на сайте не только полного названия компании, ее физического и юридического адресов, но и другой информации о юридическом лице (ОГРН, ИНН, КПП и т.д.), как это сделано на сайтах надежно зарекомендовавших себя ритуальных служб. Возможно, эти аббревиатуры ничего не скажут заказчику, однако они являются свидетельством того, что компании нечего скрывать.

Сведения о льготах

Знание заказчика о государственных льготах способно сократить не только затраты заказчика, но и прибыль похоронной службы. Этот факт используется недобросовестными службами для увеличения собственной выгоды. Поэтому отсутствие информации о действующих государственных льготах на погребение – повод для подозрения в мошенничестве.

К примеру, в большинстве случаев заказчики не знают о существовании в Москве программы по предоставлению бесплатных мест захоронений, чем может воспользоваться недобросовестная ритуальная служба, имеющая договоренности с другим кладбищем, захоронение на котором намного дороже. В случае, если родственники не располагают достаточными финансовыми ресурсами на похороны, подобная служба не проинформирует их о возможности заказать безвозмездные похороны через специализированную службу (коей она не является).

Избыток информации

Очень часто ритуальные службы, не имеющие должной регистрации и работающие по принципу «черных» ритуальных агентов, компенсируют отсутствие существенной информации (сведения о компании, льготах, актуальных ценах) огромным количеством других материалов: адреса и телефоны отделений ПФР и МФЦ (очень часто устаревшие), схемы проезда к кладбищам Москвы и т.д. Данная информация размещена не для помощи родственникам, а для «отведения глаз» заказчика и в целях индексации страницы в поисковых системах интернета.

Ценовая политика

Бюджетные ценовые предложения по организации похорон должны оставаться таковыми не только на странице сайта, но и при звонке в ритуальную службу.

Под «бюджетными предложениями» понимается такая стоимость комплекса ритуальных услуг, которая соотносится с размером социального пособия на погребение. При этом в понятие «комплекс ритуальных услуг» должен быть включен обязательный набор услуг, соответствующий ритуальным услугам на безвозмездной основе, а именно:

  • оформление документов, необходимых для погребения,
  • предоставление и доставка гроба и других предметов ритуала, необходимых для погребения, в том числе: гроб, обитый тканью; покрывало хлопчатобумажное; тапочки похоронные;
  • доставка предметов ритуала (в морг или домой) в один конец, включая погрузочно-разгрузочные работы;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий).

Необходимо обратить внимание, что, в соответствии с предложениями большинства ритуальных служб, в стоимость ритуальных услуг не входят платные услуги морга и оформление захоронения/кремации.

Общий вид сайта

Даже не обладая редакторскими навыками, любой человек, говорящий на русском языке, может оценить качество текстов, представленных на сайте компании. Задайтесь вопросом: удобно ли вам читать эти тексты, всё ли понятно, оцените стилистику и грамотность подачи. Обилие юридических текстов, явно скопированных из законодательной базы, невольно наталкивает на мысль о том, что сайт создавался не для того, чтобы заказчик разобрался в вопросах организации похорон.

Эффект присутствия

Подводя итоги вышеперечисленным пунктам, еще раз отметим, что компания, не готовая разместить на сайте достоверные сведения о юридическом лице и прикрывающаяся псевдо-государственными названиями, с большой вероятностью вовсе не является юридическим лицом. Как, впрочем, не является и «компанией». За этим собирательным образом может скрываться один-единственный человек, которого обычно называют «черным ритуальным агентом». О подобном неквалифицированном явлении в похоронном деле РФ «Московский справочник ритуальных услуг» писал уже не раз. По этой причине еще раз хочется напомнить родственникам покойного три основных принципа качественной организации похорон:

  • Родственники покойного имеют право выбрать любую ритуальную службу и те ритуальные услуги, которые они считают необходимыми.
  • Родственники покойного должны обращаться в ритуальную службу самостоятельно, игнорируя навязчивые «предложения помощи», исходящие от сотрудников госструктур, работников морга и прибывших без приглашения ритуальных агентов.
  • Три дня – это время, которого более чем достаточно для организации похорон при помощи ритуальной службы. Поэтому потратить несколько минут на тщательный выбор ритуальной службы – обязательный шаг для достойной и беспроблемной организации похорон.
< Пред.   След. >