О погребении и поминовении усопших

09.10.2008
обновлено 31.01.2012

Приготовление к кончине

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, поэтому необходимо пригласить священника к одру умирающего для их совершения.

В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем испрашивается отпущение забытых грехов и исцеление болящему. Оставшееся после Елеосвящения освященное масло возливается на останки христианина при погребении. Родственники должны взять сосуд с елеем в храм и заранее предупредить об этом священника, совершающего отпевание.

Умирающего можно причастить и не натощак. Если после Причащения случится приступ тошноты, то подставляют сосуд с чистой водой, из которого все потом выливают в реку или зарывают в землю в чистом, не попираемом ногами месте. Можно также собрать все в чистые тряпочки, которые лотом сжечь, а пепел зарыть в непопираемом месте. Нельзя причащать потерявшего сознание, невменяемого или уже умершего. Если нет возможности причастить умирающего, то можно дать ему антидор и святую воду, если он в сознании.

Одр умирающего ставится под иконы так, чтобы страждущий мог видеть их. Можно возжечь Страстную свечу (с которой стояли в храме на утрени 12 Евангелий) и дать ее в руку умирающему или поставить у икон.

Затем начинается последование на исход души, состоящее из канона молебного при разлучении души от тела. Кроме канона на исход души, сущетвует другой умилительный канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моление о его мирной кончине. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут быть прочитаны мирянином.

По исходе души от тела усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой. Читается канон за преставившегося.

Приготовление к погребению

Еще с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Усопшего освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте, подстелив ткань. Обычно омывают пожилые женщины, но полагается мужчинам омывать мужчин, а женщинам женщин. Омывают губкой, смоченной теплой водой, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. При этом читают или поют Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.

На покойном должен быть надет нательный крест. Тело усопшего мирянина облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. Помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Можно также окадить фимиамом гроб и весь дом. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно, во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, "Отче наш..." и пении стихир. Иногда полагают во гроб до Панихиды. Тело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4, 8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается по грудь священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Недопустимо класть в гроб какие-либо посторонние предметы: деньги, еду и прочее. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света. Над телом читается Лития о усопшем. 

Надгробное чтение Псалтири

В Православной церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем к Богу.

Чтение начинается по окончании последования на исход души. Над телом усопшего диакона, монаха или мирянина Псалтирь может читать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой Славе, чтение прерывается возношением особой заупокойной молитвы, которая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш...». «В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено; но так как Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и так как «Апостольские постановления», указывая, как должно христианам проводить по кончине братии 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать некоторые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы»(см. «Настольная книга священнослужителя», том 4, стр.462, изд. Московской Патриархии,-1983 г.)

При чтении Слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный» в течение сорока дней по его кончине. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий», «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах.

Каждая кафизма начинается со слов «Придите, поклонимся...» и заканчивается Трисвятым по «Отче наш», затем следуют тропари и положенная на каждой кафизме молитва. На каждой статии кафизмы по «Славе» читается молитва: «Помяни, Господи Боже наш...»

Отпевание и погребение усопшего

Хоронят усопшего на третий день (хотя это не строго обязательно). Изнесение тела из дома и перенесение его во храм совершается с пением Трисвя-того: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а на Светлой седмице поют «Христос воскресе из мертвых...». Впереди несут крест или икону. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен. При погребальном звоне фоб с телом умершего приносят в храм. Его поставляют на середине, против царских врат с открытым лицом, обращенным к востоку (т. е. ногами в сторону алтаря), по подобию молящихся христиан, чтобы отшедшая душа молилась с братьями еще живущими на земле. Во время отпевания молящиеся держат в руках горящие свечи. Заочное отпевание допустимо только если нет возможности доставить гроб с телом в храм или пригласить священника на дом. Священник, совершив заочное отпевание, дает близким усопшего освященную землю и разрешительную молитву. Перед погребением - в случае отсутствия священника - миряне читают над гробом Панихиду, а разрешительную молитву вкладывают в руку умершего. После прощания усопшего покрывают с головой церковным покрывалом и один из родственников с молитвой «Святый Боже...» поверх ткани крестообразно (в виде восьмиконечного креста) посыпает тело от головы до ног землей, полученной от священника. Если похороны уже совершились, то землю высыпают на могильный холм, а венчик и молитву зарывают у подножия креста. По отпевании гроб с телом усопшего при пении Трисвятого выносится из храма.

Крещеных умерших младенцев до семилетнего возраста отпевают по особому чину, в котором нет молитв об оставлении грехов, но содержится прошение о вселении преставлыпегося в обители рая. Эти блаженные младенцы, очистившиеся во св. Крещении от прародительского греха, становятся молитвенниками о сродниках и всех живущих на земле.

Христианский обряд погребения основан на слове Божием, по которому человек, сотворенный из праха земного, должен быть предан земле, вернуться в прах земной, чтобы восстать из могилы при всеобщем воскресении мертвых. Поэтому православным христианам не подобает отдавать тела почивших братьев на сожжение в крематорий. Этот нечестивый языческий обычай являет собой образ геенны огненной.

Над местом погребения устраивается могильный холм, а у ног погребенного водружается Святой Животворящий Крест так, чтобы распятие было обращено к его лицу. Могила и надгробие должны быть устроены просто и скромно, а средства, которые тратят на дорогие надгробия и погребальные венки, лучше потратить на дела милосердия в память об усопшем, которые принесут отраду его душе.

О ком Церковь не молится

Православная Церковь не отпевает и не молится о людях, сознательно лишивших себя жизни (самоубийцах), погибших от пьянства и наркотиков, отвергавших Бога и Церковь, отпавших от православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, занимавшихся колдовством, магией, оккультизмом, экстрасенсорикой и т. п. О таких умерших нельзя подавать записки в храме и поминать их в домашней молитве. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение норм техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Если человек, лишивший себя жизни, бьш душевнобольным или бьш доведен до самоубийства издевательствами в армии или тюрьме, а также во всех сомнительных обстоятельствах необходимо для отпевания и поминовения получить благословение правящего архиерея, подав ему прошение с медицинским заключением о причине смерти.

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое, то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы у священника не возникло сомнений в естественной кончине усопшего, следует взять в храм свидетельство о смерти. Невозможно отпевать, равно как и совершать любые церковные поминовения некрещеных людей. Но долг любви заставляет близких родственников такого человека в домашней молитве просить Бога о его прощении. Известно, что как райское блаженство, так и адские мучения имеют разные степени, и молитва за некрещеного может если не избавить его от мук, то значительно уменьшить их.

Как молиться о умерших без покаяния

Как много крещеных людей умерло в наше время без покаяния, не исповедав грехи священнику, не примирившись с Богом, не соединившись с Его Церковью. Все они в свой час предстали перед Богом и теперь нуждаются в молитвах близких. Церковь не отказала им в отпевании, сугубая церковная молитва проводила их в тот мир. Но есть и особые, келейные молитвы о усопших, облегчающие их участь и дающие утешение молящимся.

По церковному преданию, преподобный Паисий Великий имеет от Бога благодать избавлять от вечной муки умерших без покаяния. Помолимся о своих ближних и д&тьних угоднику Божию: «Избави от муки вечньгя усопшаго раба Божия (имя), яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».

Житие преподобного Паисия Великого

Преподобный Паисий Великий родился в Египте в первой половине IV века. Он был седьмым, самым младшим ребенком в благочестивой христианской семье. Родители преподобного отличались милосердием, всегда помогали бедным, раздавали щедрую милостыню нищим. После смерти мужа мать Паисия удостоилась в сонном видении явления ангела, который повелел отдать младшего сына на служение Богу. Она отвела Паисия в храм, где его приняли в клир. Святой Паисий всей душой полюбил иноческую жизнь. Когда пришло время, он удалился в Нитрийскую пустыню к преподобному Памве, который постриг его в монашество. Преподобный Паисий беспрекословно повиновался своему наставнику и вел строгий образ жизни. Он был постником: сначала вкушал только по воскресеньям хлеб и воду, а затем ел раз в две недели. Под руководством аввы Памвы он преуспел в подвигах иноческого жития. Святой Паисий часто читал книгу пророка Иеремии, который много раз являлся Ему и пояснял содержание своих пророчеств. По повелению Божию, открытому ему ангелом, преподобный Паисий удалился в западную часть пустыни, где высек в горе пещеру и стал жить в безмолвии. Однажды ему явился Сам Спаситель и открыл, что ради него Он населит эту пустыню постниками, о которых Сам будет заботиться, если они будут исполнять Его заповеди. Через некоторое время преподобный Паисий ушел во внутреннюю часть пустыни, где предался еще большим подвигам. Однажды во время молитвы он духом вознесся в райские обители, где увидел храм, и, приобщившись в нем Божественных Тайн, воспринял дар редкого постничества, так что впоследствии после причастия мог долго оставаться без пищи. К преподобному Паисию приходило множество иноков и мирян, желая получить назидание в беседе с ним. Многие оставались жить в пустыне, и преподобный Паисий наставлял их на путь спасения. Главным его заветом братии было наставление — не делать ничего по своей воле, но во всем повиноваться опытным духовным отцам. Видя, что его безмолвие постоянно нарушается, святой Паисий тайно ушел в отдаленную часть пустыни и подвизался там три года. Все ночи он простаивал на молитве; чтобы случайно не уснуть, преподобный привязывал себя за длинные волосы к колу, вбитому в свод пещеры. Здесь ему вновь явился Господь Иисус Христос и обещал за великие труды и любовь к Нему исполнять все его прошения. Преподобный Паисий имел дар прозорливости и чудотворений, а его молитвы имели удивительную силу. Некий молодой инок Исаак оставил подвиг безмолвия и поселился близ города. Одна еврейка соблазнила его, и он не только нарушил обет девства, женившись на ней, но и отрекся от Христа и принял иудейскую веру. Много лет Исаак прожил среди евреев, вместе с которыми отвергал Спасителя; но совесть не переставала мучить его. Однажды встретив учеников Паисия, Исаак просил их передать преподобному просьбу помолиться о нем. По молитве святого Паисия Господь простил Исаака и устроил его спасение: овдовев, он вернулся в пустыню и принес покаяние.

Однажды к святому Паисию пришел старец-пустынник, много лет державший строгий пост. Святой Паисий, провидев как труден для него этот подвиг, помолился Господу о даровании ему сил. Во время молитвы преподобного старец увидел прекрасного юношу, который дал ему пищу. С тех пор пустынник преуспевал в постничестве.

Святой Паисий более всего одобрял те подвиги иноков, которые совершались втайне. Когда его спрашивали, какая добродетель наивысшая, он отвечал: «Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает». Он не любил, чтобы его добрые дела были известны другим, поэтому скрывал свои подвиги. Когда братия начинали прославлять его за какое-либо дело, преподобный оставлял его и принимался за другое. «Великая беда, — говорил он,— человеческая похвала. Кто ради нее трудится, тот мало получает для себя пользы, и из таких людей мало кто спасается». Преподобный Паисий Великий дожил до глубокой старости и мирно преставился ко Господу в первой трети V века. От мощей святого совершались исцеления многих больных. Память преподобного Паисия празднуется 19 июня по старому стилю, 2 июля по новому.

Как молиться о умерших без крещения и неправославных

Также не отпевают и не поминают в православной Церкви тех, кто никогда не принадлежал к ней: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными.  Епископ Афанасий  (Сахаров)  говорит, что на домашней молитве по благословению опытного духовника может быть совершено поминовение и непоминаемого в Церкви усопшего, но этого нельзя делать самочинно, ибо можно много и тяжко пострадать за дерзость. «Если просмотреть нашу историю, — пишет владыка Афанасий, — то очевидным окажется, что у многих имеются отдаленные предки, умершие вне Православия, о которых как о своих надо возносить посильные молитвы». За умерших некрещеными родные и близкие могут читать дома канон мученику Уару (не поминая при этом имени умершего). Этот святой, по преданию Церкви, имеет благодать молиться за умерших вне святого Крещения (особенно о младенцах, убитых во чреве матери или умерших некрещеными).

Житие святого мученика Уара

Святой мученик Уар жил в Александрии в IV веке и служил в римском войске. Он был тайным христианином. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв. Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил. «Помолитесь обо мне, угодники Божий, — просил он, — и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток». «Вспомни, что сказано в Евангелии, — отвечали мученики. — «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от Того и Я пред Отцем Моим Небесным». Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем — потерпим вместе». Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгий железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам. Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме. Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого. Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Ее семнадцатилетний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну — полезно. Она надеялась, что когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность. В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной Литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался. Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: «Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына». От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Восне ейявилисьмученикУар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах. Святой сказал: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице.Я взял твоего сына — он предстоит Престолу Божию и служит царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил Царю земному и временному, возьми его обратно». Но юноша обнял его со словами: «Нет, не лишай меня общения со святыми!» А матери сказал: «Что ты плачешь? Я причислен к воинству небесному и предстою Христу вместе с ангелами». Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу. День памяти святого мученика Уара 19 октября (1 ноября по новому стилю).

Дни поминовения усопших

Поминовение усопших в первые 40 дней после кончины особенно необходимо потому, что облегчает душе усопшего переход из временной жизни в вечную и помогает проходить воздушные мытарства. Особо поминают усопших в 3-й, 9-й и 40-й день по кончине. В Апостольских постановлениях сказано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему   образцу,   ибо   так   народ   израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного».

Также в житии святого Макария Александрийского (Четьи-Минеи, 19 января / 1 февраля) говорится, что он просил Ангела объяснить ему значение церковного поминовения усопших в 3-й день. Ангел отвечал ему: «Когда в 3-й день бывает в Церкви при¬ношение, тогда душа умершего получает от своего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, где обыкновенно творила добро. В 3-й же день Господь Иисус Христос, воскресший из мертвых, повелевает в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу».

Далее, по откровению Ангельскому, святой Макарий говорит, что после поклонения Богу душе бывают показаны обители святых и красоты Рая, которые душа рассматривает шесть дней, забывая скорбь, которую чувствовала, находясь в теле, и прославляя Творца. Но если душа виновата в грехах, то при виде блаженства святых она начинает скорбеть и укорять себя. По рассмотрении в течение шести дней обителей райских, на 9-й день по кончине человека душа его опять возносится Ангелами - на поклонение Богу.

Рассуждая о состоянии души в последующие дни, святой Макарий Александрийский говорит: «После вторичного поклонения души Богу на 9-й день Владыка повелевает отвести душу во ад и показать ей находящиеся там места мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В 40-й день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место. Велик сей (40-й) день для почившего, ибо решает участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем». Есть благочестивый обычай совершать также особое поминовение на 20-й день по кончине и через полгода. Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины и дни его тезоименитства.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовение всех от века преставлыпихся отцов и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни:
1. Суббота мясопустная — за 8 дней до начала Великого поста, накануне воскресенья, называемого Неделей о Страшном Суде.
2. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на 9-й день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после Литургии бывают вселенские Панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убиенных воинов, первоначально установленный ради Куликовской битвы, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую 8-му ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Когда не бывает церковного поминовения усопших

Согласно Церковному Уставу, Панихиды и поминовения усопших за Литургией (кроме проскомидийного) не совершаются от Пасхи до следующего (Фомина) воскресенья; в первый день Рождества Христова и во все двунадесятые праздники, а также на Страстной неделе, начиная с Великого Четверга.

Помянники

Святая Церковь призывает нас, живых, молиться об усопших, ибо они уже не имеют возможности молиться за себя.

Поминовение бывает храмовым (то есть совершаемым за богослужением в храме) и домашним (келейным). Поминовение должно быть ежедневным, как ежедневными должны быть и наши домашние утренние и вечерние молитвы. Обычай записывать для поминовения имена не только живых, но и усопших в особые книги восходит к первым векам святой Церкви Христовой. Древние христиане называли такие книги диптихами (с греч. языка — «двойные»: для имен живых и для имен усопших).

Как написать записку о упокоении усопших

В помянники записываются только крещеные. Следует записывать одни лишь имена (без отчеств и фамилий), при этом имя должно быть указано в его полной форме: нельзя писать имена в уменьшительной (даже если это младенец или отрок) или иной измененной форме. Нужно придерживаться богослужебной, или церковно-календарной формы имени. Это относится к тем именам, которые имеют, помимо богослужебной, форму гражданскую, обыденнуюили разговорную. Например, следует писать: Алексия — а не Алексея, Георгия — а не Егора, Илии — а не Ильи, Иоанна — а не Ивана, Сергия — а не Сергея, Симеона — а не Семена, Стефана — а не Степана, Анастасии — а не Настасьи, Екатерины — а не Катерины, Иулии — а не Юлии (и так далее). Непременно надо указывать духовное звание, сан или монашеский чин, (когда таковой есть) поминаемых, следует также указывать: воинов (без упоминания воинского звания — нужно писать просто «воина»), младенцев (до 7 лет), новопреставленных (в продолжение 40 дней после кончины поминаемого)... Никогда не указываются родственные связи, светские звания и должности, профессии и т. п.

Первыми в записку принято писать имена лиц духовного звания, монахов, а затем — мирян.

О милостыне за усопших

Наша милостыня помогает восполнить недостающие добродетели поминаемых нами усопших и изгладить их грехи. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь ли почтить умершего? Почти его милостынями и благотворениями» (Беседа 42-я на Евангелие от Иоанна), ибо милостыни служат к избавлению, от вечных мук.

Полезна милостыня и тем, кто ее подает. «Постараемся сколько возможно помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага» (Свт. Иоанн Златоуст, беседа 21 -я на Деяния Апостольские).

О поминальной трапезе

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Православные христиане и за поминальным столом должны молиться об умерших.

Перед трапезой следует совершить литию или в крайнем случае прочитать 90-й Псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутая (коливо): отваренные зерна пшеницы или риса с медом (изюмом). По уставу кутия должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить тех, кто пришел на поминки. Но если поминки приходятся на пост или постные дни (среда, пятница), то следует готовить только постные блюда. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую субботу или воскресенье (поскольку устав пощения в будни Великого поста чрезвычайно строг). За столом нужно вести благочестивые беседы, вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).

Кутья в память усопших

Для поминовения усопших существует особая поминальная снедь — кутья (или коливо). В большинстве случаев это вареная пшеница (или рис), смешанные с медом; иногда добавляются некоторые сладкие фрукты (изюм, чернослив и другие). По толкованию святых отцов, кутия (коливо) имеет символическое духовное значение. «Человек, как семя, как пшеница, опять восстанет Божественной силой, и как бы прозябший (проросший) приведен будет ко Христу живым и совершенным» (преп. Симеон Солунский). С другой стороны, принесенная кутия служит поминальной трапезой для молящихся о своих сродниках и является с их стороны милостыней за души усопших: ведь обычно кутию раздают присутствующим на поминальной молитве.

Многие родственники усопших не останавливаются на приношении кутай, а творят и иную посильную милостыню, особенно среди нуждающихся, за души своих близких, что весьма правильно и, как свидетельствует церковная жизнь, действенно.

< Пред.   След. >