(Не) принадлежащие смерти: роль вещей в погребальных практиках славян
В погребальных (и не только) обрядах восточных славян фигурируют многие вещи, связанные со смертью. Рассказываем, зачем кричать в печь после похорон, и как помогают мерки покойного в любовной магии.
Вещи, которые в славянской культуре архетипически связаны со смертью, можно разделить на две группы: принадлежащие и непринадлежащие смерти. Иными словами, те, которые олицетворяют собой смерть и умирание, и те, которые олицетворяют жизнь, или просто противопоставлены миру мертвых.
Места и вещи, принадлежащие смерти, используются не только в погребальных обрядах, но и в других ритуалах деревенской магии.
Вещи, принадлежащие смерти
Традиционно жизнь в славянской мифологии связана с днем и красным цветом. А вот ночь — темное время, когда правят бал силы зла, ассоциируется со смертью. Хотя у славян цвет смерти и траура не черный, а белый. Но это тоже понятно. Белого цвета луна, которая освещает печальный мир Нави. Белый цвет имеют кости. В общем, здесь ассоциации вполне прозрачны.
Также очевидна связь со смертью предметов, с помощью которых умершего готовят к погребению: мыло и вода, мерки, гребень, ленты, которыми связывают руки. Кладбищенская земля тоже принадлежит мертвым.
Но вот как связано со смертью зерно? Дело в том, что зерно символизирует круговорот жизни. Колос вырастает из зернышка, затем его срезают, то есть, убивают, а зерно снова сажают в землю, и оно дает всходы. Но крупа — продукт смерти, ее получают в результате гибели растения. Вот почему на поминальный стол ставят такие блюда, как каша, кутья и блины. Хлеб тоже относится к этой категории, ведь его пекут из муки.
Поскольку все эти блюда готовили на печи, печь тоже превратилась в сакральный предмет. Славяне считали, что в печи обитают души умерших. Распространено было и такое поверье, что это — портал в мир мертвых.
Кстати, можно вспомнить сказки о Бабе Яге, которая запекает маленьких детей и неосторожных путников в печи. Это не случайно, ведь Баба Яга олицетворяет Смерть, а печь — это переход.
Помимо этого к вещам смерти относят мак, поскольку это цветок забвения и сна, и лен, так как из льна шьют саван для умершего.
Использование вещей, принадлежащих смерти, в языческих обрядах
Все эти вещи, так или иначе, использовали в погребальных или иных обрядах. Например, был распространен обычай «убивать смерть» после похорон. Считалось, если эти предметы несут на себе печать смерти, значит, они способны убить и горе, и боль утраты. В этих целях их активно использовали.
Так, зерном, маком и льном посыпали путь, ведущий от погоста. По одной версии, чтобы душа покойника не увязалась следом, по другой — чтобы поскорее пришло забвение. С этой целью посыпали не только дорогу, но и дом, чтобы очистить его от смерти.
Землей, набранной по дороге с кладбища, натирали грудь, чтобы «стереть» воспоминания об умершем с сердца.
Определенную роль играла и печь. После похорон хозяйка или хозяин дома должны были трижды прокричать имя покойного в печную трубу, чтобы поскорее забыть его.
Однако предметы из этой группа могли использоваться и в других ритуалах, никак не связанных непосредственно с похоронами. Например, ленты, которыми перевязывали руки покойника, использовали для усмирения блудливых и пьющих мужей, а также скота. С их помощью делали привороты «привязывая» к себе любимого насмерть. А в черной магии они использовались для того, чтобы убить врага.
Места, принадлежащие смерти
Со смертью у славян ассоциировались не только вещи, но и некоторые места в доме и во дворе. В частности, сакральное значение предавали погребу. Он находится в подполье, ниже уровня земли, соответственно, может быть связан с мертвыми. Во времена раннего христианства некрещеных детей хоронили именно в погребе, так как они не могли лежать на общем кладбище.
Такое же значение придавали и колодцам. Кстати, колодцы были сакральными во многих культурах. Так, в античности именно здесь находился вход в царство Аида у греков, а позже это представление распространилось и в Римской Империи.
Отсюда толкования снов о погребах и колодцах в современных сонниках. Говорят, что спуск в них снится к смерти — собственной или в семье.
Разумеется, погреб и колодец фигурировали в магических деревенских ритуалах. Считалось, что, заглянув в них, можно было вылечиться от бессонницы. Конечно, нужно было соблюсти ряд условий. В разных ритуалах эти условия различаются. Где-то написано, что человек должен быть в полном одиночестве, а где-то, что на небе должна быть полная (убывающая, растущая) луна.
Вещи, не принадлежащие смерти
В противовес вещам, принадлежащим смерти, были и вещи, ей не принадлежащие. Это различные предметы и материалы, которые, как считалось, смерти не нравятся.
Например, все колюще-режущие предметы: иглы, топоры, гвозди, ножи и т.д. И, соответственно, железо, из которого все это делали, было неприятным для смерти. Поэтому на похоронах нельзя было сшивать ткань иглой, резать нитку ножницами, нарезать ножом хлеб на поминках.
Осину тоже относили к материалам, неугодным смерти. Возможно, это представление пошло из христианства, поскольку на осине повесился Иуда, а мир мертвых отказывался принимать такого страшного предателя. Однако осиновые колы использовались, и весьма активно, против «ходячих мертвецов». Разумеется, в профилактических целях, в некоторых регионах вбивали осиновый кол в грудь покойнику, чтобы он не поднялся из могилы. Обычно так делали с теми, кто умер не своей смертью.
Существовало также противоречивое утверждение, что гроб (не) нужно везти к погосту на лошадях. Славяне из разных областей сходились во мнениях, что смерть запаха лошадей не любит. Но одни думали, что конный катафалк защитит живых (покойник не запомнит дорогу назад), а другие категорически не использовали гужевой транспорт на похоронах, чтобы не прогневить смерть.
Наконец, вещью, не принадлежащей смертью, были свечи. Их использовали в погребальной культуре: свечи всю ночь горели рядом с покойным, с ними обходили дом, очищая его, их зажигали на могиле. Свеча, как символ света, естественно противопоставляется смерти и мраку. Но кроме самих свечей, сакральное значение придавали и воску, и пчелам, которые его делают.
В разных регионах были суеверия, касающиеся пчел. Например, пчелы снились к смерти, и также трактовали знак, если видели рой пчел, пересекающих улицу. Это было дурное предзнаменование.
А были и совсем диковинные представления. Некоторые считали, что люди, уснувшие летаргическим сном, видят пчел в своих видениях.
Сейчас большинство этих примет и обрядов исчезли, и только антропологи знают о том, что они когда-то существовали, и понимают их истинное значение.
< Пред. | След. > |
---|