Мортсейф: защита от вандалов эпохи Просвещения
На старых английских кладбищах часто встречаются могилы, над которыми установлены железные клетки. Но это не защита от вампиров. Это антивандальная система XVIII века.
Вандализм на кладбищах существовал во все времена. Вот только в эпоху Просвещения он носил особый характер. Дело в том, что в те годы не было запрета на эксгумацию, а тела для патологоанатомических вскрытий врачам выдавали по квоте. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что городские кладбища стали разорять едва ли не каждую ночь.
Медицина против Церкви
До XVIII века посмертные исследования были запрещены католической церковью. Осквернять сосуд, где до недавнего времени пребывала душа, считалось величайшим грехом. Также нельзя было отрезать у покойников руки или ноги. Священники говорили, что если умерший, восстав для Страшного Суда, явится к Богу в таком непотребном виде — его неминуемо ждет ад.
В эпоху Просвещения медикам удалось добиться отмены церковных запретов, и патанатомия была легализована. Однако Церковь не желала так просто идти на уступки. Вскрывать добропорядочных христиан все равно не позволялось. Для исследований отдавали преступников, приговоренных к казни. Однако в те годы казней совершалось не так уж много. Поэтому анатомическим театрам по всей стране доставалось не больше четырех тел в год.
Разумеется, ученые не хотели с этим мириться. Так возник черный рынок тел. Их незаконно ввозили из Европы, а также выкапывали из свежих могил на местных кладбищах. Во имя науки, многие врачи вступали в сговор со смотрителями кладбищ, которые всегда знали, где недавно хоронили людей, и с настоящими преступниками. Последние выкапывали тела в обмен на драгоценности, которые найдут в гробу, или же на золото. Услуга стоила недешево, но пользовалась большой популярностью.
Как англичане боролись с расхитителями могил
Разумеется, родственникам покойных не нравилось, что тела их близких воруют для каких-то темных целей. Тем более, они боялись, что члены семьи, оскверненные вскрытием, попадут в ад. Поэтому жители старались защищать могилы любыми способами.
Часто сразу после похорон родственники и соседи организовывали добровольные отряды и дежурили возле могилы днем и ночью. В крупных селениях появились народные дружины, в ряды которых вступали тысячи людей. Они патрулировали территорию некрополя в темное время суток. Устанавливали сторожевые башни, откуда дозорные могли видеть весь погост.
Но все это касалось только кладбищ для богатых. А до тех некрополей, где хоронили бедняков, никому не было никакого дела. Так что бедные люди старались замаскировать свежие могилы. Они сажали вереск, обкладывали землю дерном и ставили вместо крестов замшелые валуны, чтобы создавалось впечатление, будто захоронение очень древнее.
Это продолжалось до тех пор, пока люди не придумали защищать покойников с помощью обычного железа.
Мортсейфы как универсальное средство защиты
Первым прототипом мортсейфа был железный гроб, запатентованный Эдвардом Бриджменом в 1781 году. Он был дорогим, очень тяжелым, и хотя внешне имитировал деревянный, популярности не приобрел.
Кому принадлежала идея заковывать могилы в клетки, доподлинно неизвестно. Но это средство оказалось самым простым и безотказным, потому что болгарку в те годы еще не изобрели.
Мортсейфы делали различных модификаций:
- стационарные. Они представляли собой клетку из железных прутьев, которые зарывали на большую глубину, а сверху для надежности клали каменную плиту;
- раздвижные. В такой конструкции прутья соединялись между собой скобами с прочными навесными замками.
Также мортсейфами называли очень высокие ограды, через которые невозможно перелезть, с острыми пиками наверху.
В Шотландии, в графстве Нортумберленд, встречают сооружения, называемые мортбашнями. Это родовые усыпальницы с нишами для гробов. Ниши закрываются прочными железными решетками.
Как решили проблему расхитителей могил
После того, как Эдвард Бриджмен запатентовал железный гроб, потребовалось целых полвека, чтобы внести изменения в английское законодательство. Наконец, в 1832 году был принят билль, согласно которому патологоанатомам разрешили приобретать тела легально и в том количестве, в котором они были нужны для исследований. Почти сразу же атаки на кладбища прекратились. Горожане вздохнули свободно, и мортсейфы постепенно ушли в прошлое.
Теперь эти необычные достопримечательности остались лишь на старых кладбищах. Но они до сих пор напоминают о том, какой ценой наука отвоевывала у церкви право двигать прогресс.
< Пред. | След. > |
---|