Как изменились погребальные практики в России в XXI веке?
Погребальные практики наиболее устойчивы, по сравнению с другими обрядами. Но и они меняются с течением времени.
На формирование современной погребальной культуры в России наложили отпечаток исторические события и неоднократная смена идеологического вектора. До революции господствовало православие, после — воинствующий атеизм, а после развала СССР началась эпоха плюрализма.
И хотя РПЦ до сих пор имеет наибольшее влияние, похоронные обряды изменились и уже не похожи ни на те, что были до 1917 года, ни на советские, так как сказывается влияние западной культуры.
Как закон об обязательном вскрытии изменил погребальные практики?
Еще 20 лет назад отвозить тело в морг было не обязательно. Свидетельства о смерти выдавали участковые врачи, и до похорон умерший оставался дома. Подготовкой тела к похоронам занимались родственники: обмывали, одевали, укладывали в гроб, читали над ним молитвы. Часто для чтения молитв приглашали женщин-читалок. В основном, в читалки шли пожилые женщины, они получали благословение батюшки и ходили по домам читать Псалтирь над умершим. Изначально читали всю ночь.
Когда транспортировка в морг и вскрытие стали обязательными, традиции некоторое время сохранялись. Накануне похорон покойника привозили домой. Считалось, что его душа должна уйти именно из родного дома, а не из казенного учреждения. Так что ночь гроб стоял где-то в комнате.
В день похорон гроб выносили во двор, и прощаться приходили все соседи из округи. Такие массовые прощания существовали во времена Империи, и советская власть не изменила традицию. О том, что кто-то в доме умер, знали все.
Сейчас никаких прощаний во дворе уже не происходит. В сельской местности все еще провожают в последний путь всем поселком, но в городах, особенно, в больших, такого обычая нет. Тело не забирают на ночь, часто прощаются в траурном зале при морге, и после гроб сразу отвозят к месту захоронения. У молодого поколения мысль о том, чтобы провести ночь рядом с мертвым телом, вызывает страх. И здесь наложила свой отпечаток массовая культура, особенно, западная. Однако она изменила и многое другое.
Как идея личного пространства ограничила круг участников похорон?
Индивидуализм никогда не был особенностью русской культуры. До урбанизации люди жили в маленьких закрытых сообществах, где все друг друга знали, многие состояли в родстве. Поэтому смерть одного из членов общины воспринималась как коллективная утрата. Соответственно, к похоронам готовились сообща, вместе провожали и вместе же поминали. Даже когда население стало перебираться в города, коллективизм все еще сохранялся, тем более, позже он стал частью государственной идеологии. Соседи были на виду друг у друга, все знали, что у кого произошло.
Кроме того, деньги на похороны раньше собирали всем миром. Как только кто-то умер, раздавался звонок в дверь, и соседи узнавали о горе в семье и вносили свой вклад в проводы умершего.
После того, как рухнул «железный занавес», россияне попали под влияние европейской культуры индивидуализма. И за 30 лет массовое сознание изменилось. Похороны из коллективного действа превратились в сугубо семейное дело. Конечно, в маленьких городах и селах смерть человека не скроешь, но в многоэтажках мегаполисов соседи редко знают о том, что кто-то из жильцов умер. Многие снимают жилье и не особенно интересуются тем, что происходит за стенкой.
Но, надо сказать, сейчас коллективизм возрождается, хотя в несколько иной форме. Речь идет об общедомовых чатах. Сообщества жильцов бывают разными, но многие довольно сплоченные, и в таких группах всегда сообщают о важных события в доме. Приглашают соседей на новоселье, дни рождения, свадьбы и похороны в том числе.
А вот если вам в дверь звонят люди и просят денег на похороны человека, умершего в соседнем подъезде, скорее всего, это мошенники. Не стоит поддаваться на их уловки, особенно, если сообщают о смерти ребенка и давят на жалость, а вы плохо знаете своих соседей.
Любопытно то, что на похороны по-прежнему может прийти любой желающий. Люди размещают некрологи в социальных сетях и местных СМИ, так что на прощальной церемонии могут присутствовать все, кто посчитал нужным прийти. Но вот поминки — это уже частное мероприятие, особенно, если их проводят не дома. Тогда приглашают не всех, а только тех, кого решено было позвать заранее.
Как изменились ритуалы прощания после развала СССР?
Как показывают многочисленные опросы, поколение 90-х довольно слабо разбирается в похоронных обрядах. Многие еще помнят традиции и суеверия, в которые верили их бабушки и дедушки, но исчезло внутреннее наполнение обрядов. Большинство людей не знает, зачем завешивать зеркала, зачем после смерти на подоконник ставят стакан воды, что такое кутья, и почему оставляют еду на могиле.
Тот самый стакан воды, как думают многие, нужен для того, чтобы дать умирающему попить. На самом деле его ставили у изголовья еще язычники для омовения души, но и православные соблюдали этот ритуал с той же целью: душа должна предстать перед Богом чистой. Так что вода не предназначена для питья.
Языческие традиции переплелись с православными, и людей невоцерковленные не отличают их друг от друга. Так что умерших отпевают, но при этом кладут в гроб вещи, которые могут понадобиться им в загробной жизни (а по православным канонам душе уже ничего не нужно из материального мира), а на могиле оставляют подношения, хотя Церковь активно выступает против этого.
Впрочем, сейчас молодежь часто вообще отказывается от всех обрядов, кроме разве что отпевания и поминок. Но как правильно организовать поминки, тоже практически никто не знает, и они превращаются в обычное застолье.
Относительно стабильным остается траурный дресс-код — на похороны люди надевают черное. Но и это уже не является обязательным. Приходить можно не только в черном, но и в любой темной одежде. Траур сейчас уже редко соблюдается. После похорон не носят черные платки и черную одежду даже в течение 40 дней.
Почему кладбища в России практически не меняются?
Если традиции и ритуалы похорон претерпели серьезные изменения, то с кладбищами все обстоит наоборот. Как бы ни старались привести их к западному образцу, они все еще остаются такими, как были — довольно хаотичными. Конечно, крупные некрополи в больших городах облагорожены, но в массе своей они представляют лабиринт.
Призывы отказаться от оградок не встречают поддержки у населения. Интересно, что оградки редко встречаются в других странах, за исключением России, Белоруссии и Украины. Европейские кладбища представляют собой ряды одинаковых надгробий без всяких ограждений. Но в нашей стране эта практика не приживается, несмотря на то, что регулярно звучат предложения убрать оградки, которые мешают проезду и проходу к могилам. Люди все равно стремятся оградить свой семейный участок: если люди похоронены рядом с родными, то и на том свете они будут вместе.
Не стали меньше устанавливать кресты, хотя сейчас выбор памятников очень велик. Но до сих пор считается, что над могилой православного человека должен стоять крест. Правда, сейчас в некоторых регионах в моду вошли не кресты и не памятники, а булыжники. Они не имеют никакого отношения к эко-тенденциям, люди объясняют, что класть на могилу камень — тоже христианская традиция, ведь вход в пещеру, где был похоронен Иисус, закрывал именно камень.
С кладбищем связано больше всего традиций, которые передаются из поколения в поколение. Оно всегда оставалось местом сакральным, при любой власти. Вот почему любые попытки что-то изменить, даже во имя удобства, вызывают недовольство. Люди считают, что нельзя тревожить покой мертвых. Хотя, надо заметить, что прогрессивное общество постепенно теряет связь со своими корнями, и даже навещать могилы принято не в каждой семье.
< Пред. | След. > |
---|