Death studies и некросоциология

14.09.2020

Death studies — наука о смерти в контексте ее общественного восприятия, область знаний, исследующая социологию смерти, похоронные ритуалы, культуру погребения, а также психологию умирания и горевания.

В то время как на Западе тема исследуется довольно давно, российские мыслители только начинают работу в этом направлении. Для отечественного сознания тема похорон и смерти пока во многом остается табуированной, поэтому проводить исследования в этой области довольно затруднительно. Отдельной дисциплины пока не существует, исследования скорее проводятся в рамках других наук: истории, антропологии, социологии, психологии и медицины, которые изучают смерть каждая под своим углом. Death studies как обособленная область знаний находится в России на зачаточном этапе, но представляет большой интерес.

Говоря о российской науке о смерти, в первую очередь стоит рассмотреть понятие некросоциологии. Ввел это понятие Леонид Ионин, а популяризирует и проводит работу в этой области Сергей Мохов. Он же является создателем и идейным вдохновителем научного журнала по Death studies «Социология русской смерти». Кроме того, изучает социальный контекст смерти Дмитрий Рогозин.

Некросоциология только формируется как отдельный раздел социологической науки. В ее рамках изучается влияние смерти на общество, учитывая феномен двойственности: с одной стороны, абсолютно естественный интерес к смерти, а с другой — отсутствие культуры ее обсуждения.

В рамках Death studies и некросоциологии основной интерес представляет тема умирания. Но получить доступ к информации, изучить, понаблюдать практически не представляется возможным. Люди умирают в хосписах, больницах, дома. тяжелобольные и те, кто за ними ухаживает в эти дни или месяцы меньше всего хотели бы стать объектами чьих-то исследований. Для российского менталитета это нормально, любой русскоязычный читатель найдет очевидную правду в этих словах. Но в западной культуре дела обстоят иначе. Многие делятся переживаниями умирания и осознания близкой кончины в блогах, становиться респондентами. Поэтому и тема смерти в социальном контексте проработана более глубоко.

С вопросом горевания и переживания потери, с психологической точки зрения, казалось бы, проще. Ведь делиться горем с благодарным слушателем абсолютно естественно. Но тема внутренних переживаний потери тоже остается довольно интимной, обсуждать такие вещи принято с близкими родственниками или друзьями.

Говоря о Death studies и некросоциологии, нужно понимать, что эти области не касаются вопросов существования Бога, пути души и наличия загробного мира. Если такие темы и поднимаются, то только в контексте отношения общества к смерти.

Популяризация тем, связанных со смертью, изучение ее социологического аспекта дадут возможность уменьшить уровень табуированности обсуждения этих вопросов в российском обществе. Это не только внесет вклад в науку, но и поможет нашим соотечественникам начать говорить о смерти друг с другом. Тогда умирающие и старики начнут получать адекватную реакцию в ответ на потребность разговаривать о скором конце. Да и у родственников, переживающих утрату, будет меньше ощущений недосказанности.

< Пред.   След. >