Что такое заупокойный канон?
Каноны обычно прославляют святых. Но существует особый род канонов, которые читают за усопших. Как их читать? Почему именно в таком порядке? И можно ли молиться дома?
Заупокойные каноны собраны в книге под названием «Октоих». Автором ее является Феофан Исповедник. Молитвенные тексты строго упорядочены. Впервые преподобный Феофан пропел их над телом умершего в темнице брата. Уже позже, когда прекратились гонения на православие, праведника выпустили из тюрьмы и рукоположили в епископы. Вот тогда, в середине 800-х годов I века он и написал «Октоих».
Авторство сомнения не вызывает, потому что в одном акростихе зашифровано имя Феофана.
Но не все понимают, почему нужно читать каноны именно в таком порядке. Ведь к Богу можно обращаться любыми словами, особенно, когда случилось горе. Однако на то есть свои причины.
Почему нельзя читать «Октоих» в произвольном порядке?
«Октоих» — это книга из восьми гласов. Их последовательно читают в течение восьми дней после смерти человека. И это вовсе не отдельные тексты, как может показаться. Композиционно они составляют единое целое.
В текстах канонов, как и в Псалтири, упоминаются события христианской истории, которая, разумеется, имеет строгую хронологию. Это очень живые, глубокие молитвы, наполненные яркими образами. Они приносят утешение скорбящим и помогают сосредоточиться на главном — молитвенной помощи душе близкого человека. Вот почему важно читать каноны в определенном порядке.
Вторую причину озвучил Свт. Афанасий (Сахаров) в одном из своих трудов, который посвятил заупокойным канонам. Он писал, что человек должен во всем подчиняться Церкви, в том числе и в молитве. Если устанавливать свой порядок, это не навредит душе умершего, но повредит молящемуся. Считая себя умнее отцов христианства, человек впадает в грех гордыни. И пользы от таких молитв никому не будет.
Содержание заупокойных канонов
Каждый канон состоит из чередующихся последовательно кондаков и икосов, а также тропарей и седален. Их читает чтец, либо поет церковный хор, это зависит от конкретного чина поминовения.
Содержание заупокойных канонов можно кратко описать так:
- в первом тропаре молящиеся обращаются к великомученикам, чтобы те ходатайствовали за души умерших;
- в следующих двух — к Господу, прося смилостивиться и отпустить усопшему его грехи;
Здесь воспевается история Христа, его жизни, Распятия на Кресте, сошествия во Ад и победы над смертью.
- в последних тропарях верующие просят Богородицу помолиться за грешную душу.
- седальня по 3-й песне и кондак по 6-й — снова обращение к Господу с тем, чтобы Он впустил новопреставленного в Царствие Небесное;
- в икосе воспевается истинно христианское отношение к смерти — принятие своей участи со смирением.
Помимо канонов из «Октоиха», которые читают, в основном, в церкви. Есть также «Канон за единоумершего», его можно читать и дома.
Правила чтения канонов
Помимо определенного порядка чтения текстов, есть также правила, которые касаются места и времени совершения чина поминовения:
- Поминая одного человека, всегда читают «Канон за единоумершего», тексты из «Октоиха» предназначены для церковных панихид по многим усопшим.
Но христиане могут читать «Октоих» дома за всех усопших родственников в пятницу.
- Тексты канонов за умерших мужчин и женщин отличаются по содержанию.
- Заупокойные каноны не читают в Двунадесятые праздники, во время Страстной Недели и Светлой Седмицы.
Это правило не распространяется на «Канон за единоумершего», его можно читать в любой день. Так что если дни поминовения вашего родственника выпали на один из указанных периодов, вы можете спокойно читать домашнюю молитву.
-
Каноны не читаются на кладбище! Для кладбищенских богослужений существуют заупокойные литии.
< Пред. | След. > |
---|