Что такое Акафист за единоумершего?
Акафист за единоумершего — это своеобразный свод молитв за упокой недавно преставившегося христианина. Он во многом отличается от Канона и Псалтири и в первую очередь тем, что не одобрен Русской Православной Церковью.
Скорее всего, вы никогда не слышали об этом тексте. Его запрещено печатать, следовательно — в церковных лавках Акафист не увидишь. Впрочем, не все священнослужители поддерживают запрет, и в некоторых приходах брошюры все же распространяют. Однако делается это неофициально.
Возникает вопрос: чем свод молитв за упокой души не угодил высшему духовенству? И можно ли читать Акафист, если он не является каноническим текстом?
Что собой представляет Акафист за единоумершего?
Акафист за единоумершего — это сборник гимнов, состоящий из 25 песней. Он делится примерно поровну. В 13 песнях рассказывается обо всех прижизненных и посмертных делах души, а также содержатся обращения к Богу и Богородице. Остальные 12 песней — молитвы к Иисусу Христу с просьбой о милосердии к бедной душе.
Тут нужно пояснить, что в христианской традиции посмертие делится на определенные периоды. Так, первые 3 дня душа остается на земле, рядом со своим телом, и прощается с близкими людьми и с домом. Затем она возносится на Небеса, где пребывает до 9-го дня. После душа сходит в Ад, где проходит через испытания.
Представление о девяти кругах Ада, через которые якобы проходит душа до 40-го дня, неверно для православной традиции. И в католицизме девять адских кругов появились благодаря художественному вымыслу автора «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Несмотря на то, что живые надеются на милосердие Господа, и усердно молятся о спасении души близкого человека, они, в то же время, понимают, что его судьба не в их руках. И православные христиане должны со смирением принимать волю Бога, когда тот определит для души место, где она будет ожидать Страшного Суда. Это смирение подразумевают канонические молитвы. Но не Акафист за единоумершего.
Почему Акафист за единоумершего отвергается православной церковью?
Сразу оговоримся, что Акафист сам по себе не запрещен. Его не разрешено издавать в православных издательствах. Но сам по себе текст доступен, и, как мы уже говорили, не все священнослужители его отвергают. Однако Акафист не может считаться каноническим по нескольким причинам:
-
Сам жанр Акафиста ограничивает сферу того, что можно упоминать в таких молитвах, а что — нет. Это хвалебное песнопение, выражение благодарности Богу и Святым за их милость. Соответственно, в Акафисте нельзя говорить о мертвых.
-
Это не православные тексты в чистом виде. Молитвы здесь странным образом переплетаются с языческими заклинаниями, которые, очевидно, заимствованы из египетской «Книги Мертвых».
В одной из песней упоминается, что умерший уснул, подобно реке Нил, это нехарактерно для библейских текстов.
-
Язык Акафиста похож на древние заклинания-предупреждения, например: «Да сгинет тот, кто...», «Да не будет в мире...» и т.п.
-
Фразы в этих текстах выстроены очень специфически. Если читать их в определенном ритме, можно впасть в медитативное, трансовое состояние. А это характерно для языческих практик.
Этих причин вполне достаточно, чтобы считать Акафист за единоумершего неканоническим. Но если вам хочется читать именно его, никто не может этого запретить. Главное — читайте правильно.
Как правильно читать Акафист за единоумершего?
Если вы все же решили, что именно эти молитвы помогут душе вашего близкого наилучшим образом, знайте, что читать их нужно по определенным правилам:
-
Если вы уже начали читать Акафист, продолжайте чтение в течение всех 40 дней. Также его можно читать в течение 40 дней перед первой годовщиной смерти.
-
Перед чтением Акафиста прочтите «Отче наш».
-
Читайте гимны утром после пробуждения, обязательно стоя, при этом у женщины на голове должен быть платок.
-
Слова произносите отчетливо, не торопитесь.
-
Читайте Акафист трижды, также трижды произнесите последнюю песнь.
-
По завершении чтения прочтите «Молитву за единоумершего».
Если печальное событие случилось незадолго до Пасхи, не читайте Акафист во время Седмицы. В это время лучше читать Канон.
Но помните, что православная церковь с сомнением относится к этому тексту. Поэтому, если вы не уверены на сто процентов, лучше читайте 17-ю кафизму Псалтири или Канон. Псалтирь читают, желая помянуть нескольких человек, а Канон — одного.
< Пред. | След. > |
---|