Баня для покойника
Вплоть до середины XIX века погребальные обряды в российской глубинке были тесно связаны с баней.
По свидетельствам этнографов, баня в Киевской Руси была священным местом, границей между явью (миром живых) и навью (миром мёртвых). Так что покойников обмывали еще до прихода христианства. Но христиане омывают тело потому, что оно как бы умирает на время, а в день Страшного Суда воскреснет, и поэтому должно быть чистым. А язычники таким образом провожали своих родичей в потусторонний мир.
Кроме того, существовали и другие банные обряды, связанные с мертвыми, так как славяне считали, что духи предков иногда возвращаются.
Последний пар перед похоронами
Как только в доме кто-то умирал, живые сразу же растапливали баню. Родственники и плакальщицы открывали двери, плачем и причитанием зазывая душу попариться в последний раз. Двери держали открытыми довольно долго, так как считалось, что новопреставленный может прийти не один, а со всеми духами предков.
В углу клали новый кусочек мыла, вешали свежий веник. После того, как двери закрывали, живые тоже заходили в баню и парились, брызгая водой в угол для умершего. Но никогда не накидывали пар, это было запрещено: ошпаришь покойного!
Такой обряд практиковался во многих губерниях. Но никогда баню не топили для умерших младенцев или мертворожденных.
Когда гроб выносили из дома, его обязательно несли так, чтобы по пути была баня. Рядом с ней останавливались. Так умерший мог еще раз попрощаться с ней.
Баня после похорон
Баню топили сразу по возвращении с погоста. Все участники поминок должны были помыться и попариться, прежде чем сесть за стол. Это делалось для того, чтобы смыть с себя, как сейчас бы сказали, «негативную энергетику».
Погост был частью мира мертвых, к живым могли привязаться всякие вредоносные сущности. Вот от них и избавлялись с помощью пара и веника. Очистительная сила банных процедур была хорошо известна. После этого все надевали на себя самые лучшие одежды и шли в дом — поминать умершего.
Поминальные бани
Также баню для мертвых топили в поминальные дни. Интересен обряд, который практиковали на Сороковины. До 40-го дня душа еще бродила по миру живых, а потом уходила к предкам. И на прощание ее в последний раз купали. Но делали это весьма необычно.
Как и перед похоронами, готовили угол, туда клали мыло, вешали мягкий веник, полотенце и вещи покойного. Затем плакальщица причитание зазывала душу попариться, один из членов семьи заходил в баню, и его она омывала, вместо покойного.
Все, кто пришел на поминки на 40-й день, тоже парились после этого, снова надевали все чистое и садились за стол.
Баню растапливали накануне церковных праздников и родительских суббот, хотя эта традиция церковью не поощрялась. Но искоренить ее не могли вплоть до революции.
Так, на Фоминой неделе, перед родительской субботой баню готовили только для умерших. Живым париться было нельзя. То же делали и перед Юрьевым днем. Тогда хозяин ночью выходил из дома, приглашая мертвых в баню, а утром выпроваживал.
Другие банно-погребальные традиции
Существовали и другие обычаи и приметы, связанные с баней и банными принадлежностями. Например, на территории современных Украины и Белоруссии могилы перед троицей подметали ошпаренным веником.
На Чистый Четверг (а в некоторых регионах — на Радоницу) в бане накрывали поминальный стол. При этом пол посыпали золой, чтобы утром посмотреть, приходили ли духи предков. Считалось, что если в золе отпечатались следы домашнего скота или птиц, мертвые приходили пировать. Ведь в славянской мифологии души навещали землю в обличии разных животных, пернатых и даже насекомых.
Последний человек, который выходил из бани, должен был подготовить ее для умерших. Для этого он приносил ведро воды и поливал печь, а также оставлял теплую воду в углу.
Наконец, в некоторых губерниях людей, которые парились слишком долго, призывали выйти побыстрее, чтобы освободить баню для покойников. Категорически запрещалось мыться после полуночи или ночевать там, чтобы не разгневать их.
< Пред. | След. > |
---|