Агрегаторы в ритуальном бизнесе
Появление агрегаторов в ритуальном бизнесе — вполне закономерное явление, поскольку люди уже привыкли приобретать товары и услуги через интернет. Однако в России не так просто реализовать подобный проект. Почему?
На российском рынке работают тысячи компаний, оказывающих ритуальные услуги. Только в столице их больше 200. Но агрегаторы, существование которых кажется вполне логичным, можно пересчитать по пальцам.
Те, которые есть, позволяют сделать довольно много: выбрать кладбище и место, заказать ритуальные товары, катафалк, выбрать способ захоронения, найти ресторан для поминок, отыскать старые могилы, возложить цветы или облагородить захоронение в другом городе или стране.
Но пока еще нельзя получить разрешение на захоронение, оформить прижизненный договор или завещание, документы о смерти или разрешение на установку надгробия. Так что полностью перевести процесс в онлайн не получится.
Зачем нужны агрегаторы в похоронном бизнесе?
Смерть близких — это большая трагедия, и, понятно, что подходить к вопросу нужно очень деликатно. Но люди XXI века, что бы у них ни случилось, первым делом обращаются именно к Google или Яндекс. Когда в семье кто-то умирает, родственники теряются, не знают, что делать, и, соответственно, ищут ответы на свои вопросы привычным способом. Агрегаторы призваны дать пользователям возможность на одном ресурсе посмотреть цены и услуги разных ритуальных агентств, сопоставить информацию, выбрать нужное и оформить заявку, не делая лишних усилий.
Инициаторы таких проектов считают, что агрегаторы могли бы сделать ритуальный рынок более прозрачным и обезопасить людей от «черных агентов». Последние часто приезжают к потенциальным клиентам еще до «скорой» и очень агрессивно навязывают свои услуги. Люди, которые находятся в состоянии шока, нередко соглашаются на это, о чем потом очень жалеют. Агрегаторы позволяют спокойно выбрать подходящую по цене компанию, причем все цены, указанные на сайте, соответствуют действительности.
Это основная задача подобных сервисов. Плюс удобство использования. В идеале должны получиться «похороны в один клик» с возможностью организации их в другом городе. Но пока это невозможно.
Что мешает агрегаторам закрепиться на рынке?
По большей части, развитию проектов мешает коррупция. Торговля местами на кладбище и разрешающими документами — на захоронение и установку памятников приносит ощутимый доход многим чиновникам. Так что получить поддержку от государства разработчики не могут.
Частные инвесторы также не стремятся вкладываться в этот бизнес, поскольку не очень многие готовы иметь дело с похоронной отраслью. Этот сегмент рынка считается «черным».
Сама специфика отрасли тоже тормозит развитие сервисов. Компании не хотят сотрудничать с агрегаторами, уже просто потому, что им придется отдавать часть своего дохода, а это никому не выгодно. Да и стабильный приток клиентов у ритуальных бюро всегда есть, так что нет острой необходимости выходить в онлайн пространство. Особенно это касается маленьких городов, в которых существует одна-две компании, и они либо являются монополистами, либо делят рынок между собой.
Наконец, большая часть клиентов похоронных бюро — это женщины старше 50 лет, которые плохо умеют обращаться с интернетом. И в поисках нужной компании они скорее обратятся к газетам бесплатных объявлений, вспомнят рекламу по телевизору или спросят совета у друзей и родственников. Хотя сейчас уже контингент молодеет, и прогнозируется, что онлайн-сервисы будут более востребованы в ближайшие 20-30 лет.
Отечественный опыт
Первым ритуальный агрегатор попытался создать программист из команды Яндекса, Дмитрий Геранин. Свой сервис он, по аналогии с Uber, лаконично назвал Umer. Планировалось запустить сайт и мобильное приложение, через которое можно оформить заявку на кладбище или кремацию, выбрать ритуальные принадлежности. Об этом писали некоторые СМИ. Но, как можно судить, дальше лендинга процесс не пошел.
Более удачным оказался старт-ап айтишника Игоря Жукова Ripme, который работает во многих городах России. Он считается первым рабочим ритуальным агрегатором в стране. С его помощью можно заказать ритуальные принадлежности и многие услуги в части организации похорон: подобрать место захоронения, заказать катафалк, организовать отпевание и поминки и даже найти психолога, который поможет семье пережить тяжелые дни. Также сервис позволяет выбрать свою конфессию и подобрать агентство для традиционного погребения. Насколько большую прибыль получают создатели проекта — неизвестно.
Также вполне успешно работает сервис Михаила Свердлова Pomnim.pro. Это узкоспециализированная компания, которая оказывает услуги по уходу за могилами. Бизнесмен живет в Нижнем Новгороде, и изначально проект работал только в его родном городе. Причем Михаил лично оказывал услуги своим клиентам. Сейчас у него большой штат сотрудников, проект охватывает все крупные города, в том числе Москву, а средняя стоимость одного заказа — 180 долларов. Компания выполняет до 500 заказов в месяц.
Так то пока эта ниша относительно свободна, и бизнес-аналитики считают, что, возможно, в будущем появятся новые проекты. Поскольку цифровое поколение будет нуждаться в подобных платформах. Но пока желающих выйти на этот рынок не слишком много.
< Пред. | След. > |
---|